Чем отличается шипованная резина от липучки
Эта борьба продолжается уже не первый год. Поклонники каждого решения выявляют у своего фаворита множество достоинств, а у конкурента – недостатков. Но отличия между типами действительно существенны и продиктованы конструкцией и химическим составом резины.
Разница между любыми зимними и летними шинами базируется на том, что первым необходимо служить в тяжёлых погодных условиях. Резина для них делается грубее, чем для летних. На этом схожесть заканчивается и появляются различия в материалах и форме.
Главная конструктивная особенность шипованных колёс – наличие пресловутых шипов. Именно они подвергаются частой критике со стороны потребителей из-за своей склонности стираться или отпадать. В современных моделях предусмотрена возможность прятать шипы, когда авто находится на чистой асфальтированной поверхности. Это происходит благодаря избыточному давлению. Как только последнее исчезает – шина опять превращается в шипованную.
Принцип работы и конструкция липучки – принципиально другие. Это связано с тем, что основные задачи, решаемые ею:
- удержание автомобиля на льду;
- сохранение управляемости на мокром покрытии.
Особенности всесезонных шин и правила выбора
Всесезонные шины или липучки имеют промежуточную высоту протектора между зимними и летними. Узор на их поверхности больше похож на зимний вариант – блочный рисунок и ламели из ломаных линий. Одна из базовых задач, которую ставили перед собой производители, – это безопасное и комфортное вхождение в повороты на асфальтированной дороге. По этой причине края всесезонных шин имеют скругленную форму, как в летних вариантах.
Строение рисунка всесезонных шин – это компромисс между летней и зимней резиной. Ассиметричный узор отличается формой и структурой. У наружной части шины рисунок похож на зимнюю – блочная структура с глубокими канавками. Внутренняя сторона колеса имеет строение узора, напоминающее летний вариант, предназначенный главным образом для отвода воды. Всесезонные шины отлично подходят для эксплуатации в дождливую погоду, на мокром асфальте и в первые заморозки.
Приобретая липучки важно учитывать климатические условия региона эксплуатации автомобиля. Например, автомобилисты в южных странах со специфичным климатом, пользуясь круглый год всесезонной резиной, делают правильный выбор, тем самым экономят свои денежные средства и время
Однако для российского климата с суровыми зимами всесезонные шины для использования на протяжении всего года не подходят. Такой выбор может привести к созданию серьезной аварийной ситуации на дороге.
Выбирая всесезонные шины, важно учесть следующие показатели:
- Степень сцепления на сухом асфальте.
- Сцепление с мокрым асфальтом.
- Устойчивость к аквапланированию.
- Долговечность и износостойкость.
- Гул и шум в салоне автомобиля при движении на большой скорости.
- Сопротивляемость качению.
Проверить эти характеристики помогут тест-драйвы и различные отзывы автовладельцев.
Всепогодные шины
Зимние шины с шипами имеют в своем составе резиновые смеси, которые больше подходят для использования зимой. Их производительность немного хуже, чем у липучек. Тем не менее, они предлагают только посредственную работу на снежных и сухих поверхностях. Тормозные испытания показали, что эти шины нуждаются в 39 метрах, чтобы полностью остановиться.
Рекомендуем вам ознакомится с проведением тестов шипов и липучек:
Зимние шины типа «липучка» обеспечат вам отличную производительность в снежных и ледяных условиях. Они остаются податливыми при чрезвычайно низких температурах. Однако, как только погода станет более теплой, производительность шин ухудшится, так как они не подходят для таких условий. Согласно испытанию на торможение, зимние шины доходят до полной остановки с 50 км/ч в 28 метрах.
Что лучше: стандартные шипы или резина с грязезащитой?
Шины с липучками лучше подходят для сухих и влажных шоссейных участков, снега и песка. Их блоки протектора расположены ближе, обеспечивая больший контакт с дорогой. Просеивание блоков помогает шинам работать гибко, что обеспечивает лучшее сцепление. Кроме того, они менее шумные, что является преимуществом, когда вы едете по улице.
Шины с грязезащитой имеют больше пространства между блоками, позволяя транспортному средству ехать там, где шины с шипами ехать попросту не могут. Дно каньона с упавшими ветвями и скалами не будет проблемой из-за огромных блоков протектора. Однако грязевые ландшафты будут скользить между блоками, что сделает поездку довольно проблематичной.
Фрикционная шина, она же липучка
Это тоже зимняя резина, однако, работает она немного по другим законам. У нее также есть высокий протектор, который призван бороться с заснеженной трассой, однако здесь нет даже намека на места для креплений шипов. Эта покрышка изрезана очень большим количеством ламелей, а поверхность этой шины (если утрировать) — шероховатая, которая как раз и должна цепляться за ледяное покрытие.
Вообще если взять «липучку», то эта резина еще мягче, чем шипованный вариант, здесь нет специальных мест для креплений этих металлических «зубов».
Так что же, можно ли вот так вот взять и «зашиповать» любую липучку? Переходим к конкретики
Сравнение различных характеристик зимней шины
При выборе зимней шины важно учитывать не только размер и марку, но и различные характеристики, которые определяют ее качество и производительность. Рассмотрим основные характеристики зимних шин, которые помогут сделать правильный выбор:
-
Индекс скорости: указывает максимальную скорость, при которой шина может работать безопасно. Чем выше индекс скорости, тем выше производительность шины. Например, индекс скорости «T» означает, что шина может выдерживать скорость до 190 км/ч.
-
Индекс нагрузки: определяет максимальную нагрузку, которую может выдержать шина. Чем выше индекс нагрузки, тем больше вес может быть на каждой шине. Например, индекс нагрузки «92» означает, что каждая шина может выдерживать нагрузку до 630 кг.
-
Протектор: форма и глубина протектора влияют на сцепление с дорогой и способность шины справляться с зимними условиями. Глубокий протектор с большим количеством ламелей обеспечивает хорошую сцепляемость на снегу и льду.
-
Индекс износостойкости: показывает, как долго шина сохранит свои свойства при эксплуатации. Чем выше этот индекс, тем дольше шина прослужит. Он обычно указывается цифрой от 100 до 700.
-
Технологии и состав резины: различные производители используют разные технологии и составы резины, которые могут повысить производительность и улучшить характеристики шины, такие как сцепление на льду, тормозной путь и управляемость.
При выборе зимней шины необходимо учитывать все перечисленные характеристики и сопоставлять их с требованиями и условиями эксплуатации. Необходимо также помнить, что самая дорогая и известная марка не всегда является наилучшим выбором.
Критерии выбора зимней шины
При выборе зимней шины важно учесть несколько критериев, которые помогут определить наилучший вариант для конкретных условий использования:
Размеры и тип шины: перед выбором зимней шины необходимо убедиться, что она подходит по размеру и типу для вашего автомобиля
Размер шины обычно указан в руководстве к автомобилю, и важно выбрать шину с аналогичными размерами для правильного распределения нагрузки и устойчивости на дороге.
Индекс скорости и нагрузки: при выборе зимней шины необходимо обратить внимание на индексы скорости и нагрузки, которые также указаны на боковой стенке шины. Индекс скорости показывает максимальную скорость, при которой шина способна обеспечить безопасное движение, а индекс нагрузки определяет максимальную нагрузку, которую шина может выдержать.
Характеристики протектора: протектор зимней шины должен обладать определенными характеристиками, обеспечивающими хорошую сцепляемость с дорогой на снежной и ледяной поверхностях
Шины с глубоким и широким протектором, а также с ламелями и шипами обеспечивают лучшую проходимость и устойчивость при движении по зимним дорогам.
Маркировка M+S или 3PMSF: маркировка M+S (Mud and Snow) или 3PMSF (Three Peak Mountain Snowflake) указывает, что шина предназначена для использования в зимних условиях
Она означает, что шина соответствует определенным требованиям, касающимся сцепления с дорогой, и может обеспечить безопасную езду в зимних условиях.
Жесткость и долговечность: при выборе зимней шины стоит обратить внимание на ее жесткость и долговечность. Шина должна быть достаточно жесткой, чтобы не деформироваться при движении, а также иметь хорошую износостойкость, чтобы прослужить как можно дольше.
Учитывая эти критерии, можно выбрать наилучший вариант зимней шины, который сочетает в себе оптимальные характеристики для безопасного и комфортного движения в условиях зимней погоды.
Разбор маркировки
Теперь мы знаем, как выглядит маркировка всесезонных шин, расшифровка остальных аббревиатур не менее важна для автомобилиста. На изображение ниже подробно разобран каждый индекс и обозначение:
Разберем маркировку на примере шины 175/70 R13 91T:
- «175» указывает на ширину профиля, размер может быть указан в миллиметрах или дюймах;
- «70» сообщает о процентном отношении высоты профиля покрышки к ее ширине;
- «R» обозначается тип каркаса, в данном случае он радиальный;
- «13» говорит о посадке диаметра, измеряется в дюймах;
- «91» обозначается степень нагрузки на шину, выраженная в цифровом обозначении;
- «Т» сообщает о максимальном скоростном режиме для этой покрышки.
Мы разобрали основную маркировка, но есть и дополнительные обозначения, которые тоже нужно знать. Надписи «Left» и «Right» говорят о принадлежности к стороне, левую шину можно ставить только на левое колесо, а правую шину, соответственно, на правое. Существует резина, которую нужно устанавливать строго ассиметрично, на таких покрышках будут надписи «Outside» и «Inside». Боковину с надписью «Inside» следует ставить внутрь, а боковину «Outside» – снаружи.
ВАЖНО! Если вам нужно поставить бескамерную покрышку, то вам следует искать шины с индексом «TL». Какая маркировка бескамерных шин мы уже разобрались, что касается моделей, которые используются исключительно с камерой, на них будут буквы «TT»
Липучка
Липучка – она же всесезонка представляет собой зимние покрышки без шипов. На самом деле слово «липучка» – является рекламным ходом. Это фрикционные покрышки.
Характерное отличие липучки от оппонента данного спора протекторный рисунок и различный состав самой резины.
Чтобы создать безупречное сцепление с дорогой и хорошую управляемость автомобиля, производители нешипованной резины берут в качестве основы эластичный, мягкий и в то же время умеренно жесткий каучук.
Покрышки подобного плана неплохо ведут себя в условиях снегопада, слякоти и дождя. В протекторном рисунке моделей данного типа существует множество глубоких ламелей. Основная их задача – отведение снега, воды, мелких кусков льда и грязи из-под пятна покрышки. Таким нехитрым способом увеличивается эффект прилипания резины к дороге.
Модели указанного типа совсем немного уступают шипованным в условиях обледенелой дороги. На заснеженном покрытии шипы не играют никакую роль, так как вся нагрузка идет на протектор. В таких условиях фрикционные колёса имеют преимущество.
В споре, какая резина лучше – шипованная или липучка, есть еще один момент. Фрикционные покрышки многими обозначаются, как модели, которые подходят автомобилистам южных регионов. Это не так. Липучки бывают двух видов:
- арктические – больше подойдут для холодных регионов.
- европейские — созданы для регионов с мягкой зимой и не существенным морозом.
- сохранение относительной мягкости в мороз;
- отличное сцепление на мокром асфальте;
- отсутствие шума
- длительный срок эксплуатации;
- сохранность дорожного полотна.
- длинный тормозной путь на насте и по льду;
- снижение управляемости на обледенелом покрытии;
- уменьшенная проходимость по глубокому снегу.
На сегодняшний день фрикционные колёса делаются из очень качественной резины, поэтому отзывы на эти колёса в основном положительные.
Какие бывают липучки
Различают шины-липучки по степени мягкости резины.
К первой группе относятся покрышки с твердостью по Шору 50-55 единиц – это мягкие покрышки, предназначенные для суровых северных зим. Вторая группа – авторезина с показателями твердости 58-60 или 60-65 единиц по Шору. Последние хороши в условиях умеренно холодных зим.
Чтобы не обращаться каждый раз к индексам твердости, в обиходе производители, продавцы и автомобилисты называют тип резины 50-55 единиц твердости «Скандинавским», а 58-60 и 60-65 единиц – «Европейским».
Важно! Скандинавские шины хорошо себя показывают на твердых обледенелых дорогах и снежном накате. Европейские покрышки предназначены для мягких зим в городских условиях с регулярной очисткой дорог ото льда и снега
Справка: Метод Альфреда Ф. Шора – измерение твердости путем определения сопротивления поверхности материала вдавливанию специального наконечника.
Зимняя резина
Практически все производители шин предлагают зимнюю резину. Такая продукция обладает развитым рисунком протектора, обеспечивающим лучших зацеп, а для ее изготовления используются мягкие сорта резины. Это позволяет комплекту сохранить эластичность при серьезных отрицательных температурах.
В свою очередь зимние шины делятся на шипованные или нешипованные. Наличие металлических шипов в протекторе позволяет увереннее вгрызаться в ледяную корку и плотно укатанный снег. Однако такая конструкция наносит вред асфальтовому покрытию, поэтому запрещена в ряде стран Европы.
Поэтому лучше отдать предпочтение нешипованным шинам или «липучкам». Наличие шипов в протекторе оправдано только при эксплуатации вне дорог или на сильно загрязненных участках. Если авто зимой ездит по городу и холодному асфальту, то такие зимние шины обеспечивают лучшую управляемость и сцепление с дорогой.
Сама зимняя резина делится на скандинавскую или европейскую в зависимости от типа протектора. Европейская модель шины похож на дождевую и обладает разветвленной сетью симметричных грунтозацепов. Такой комплект лучше чувствует себя на холодном асфальте при дожде или снежной каше.
Скандинавская покрышка обладает рисунком и ассиметричными частями протектора, где фигуры чередуются в шахматном порядке (см. фото). Благодаря этому автомобиль на зимней резине обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, покрытой снегом, и неплохо подходит для путешествий вне асфальта.
Самыми популярными производителями зимних автошин являются:
Маркировка зимних покрышек
Все зимние комплекты имеют следующие знаки в виде пиктограммы снежинки или буквы W. Всесезонные колеса обозначаются буквами M+S – Mud+Snow. В маркировке зимних шин обязательно должна присутствовать следующие показатели. Все производители указывают размеры колеса, диаметр автошины, согласно европейскому или американскому стандарту.
Также на боковине шины можно встретить дату изготовления изделия, индексы скорости и грузоподъемности. Иногда, помимо размеров шин присутствует показатель износостойкости или Treadwear. Условное обозначение в 100 единиц равносильно запасу пробега в 48 000 километров.
Материал шины
Материал, из которого изготовлена зимняя шина, играет важную роль в ее характеристиках и производительности. В зависимости от материала, шины могут обладать разными свойствами, которые влияют на их сцепление с дорожным покрытием, износостойкость и комфортность вождения.
Наиболее распространенными материалами, используемыми для изготовления зимней шины, являются:
- Натуральный каучук: шины, изготовленные из натурального каучука, обладают отличной эластичностью и сцеплением с дорогой, что обеспечивает хорошую управляемость и устойчивость на ледяной и снежной поверхности.
- Синтетический каучук: шины на основе синтетического каучука обычно имеют более высокую износостойкость и устойчивость к повреждениям, но могут иметь худшее сцепление на скользкой дороге по сравнению с натуральным каучуком.
- Смеси: шины могут быть изготовлены из комбинации натурального и синтетического каучука, а также других добавок и наполнителей, таких как шерсть или шипы. Это позволяет создать шины с улучшенными характеристиками сцепления, износостойкости и шумоподавления.
Важно учесть, что материал шины также может влиять на ее стоимость. Шины из натурального каучука часто более дорогие, чем шины из синтетического каучука или их смеси
При выборе зимней шины важно учитывать условия эксплуатации, а также предпочтения водителя в отношении сцепления, износостойкости и комфорта. Консультация с профессионалами и ознакомление со спецификациями и обзорами может помочь сделать правильный выбор
Маркировка шин
Маркировка шин – информация, предоставляемая производителем о характеристиках шин, таких как размер, индекс нагрузки, индекс скорости и другие параметры, которые описывают шину. Эта информация помогает правильно подобрать и использовать шину.
Пример маркировки шин: 195/65 R15 91T
Расшифровка маркировки:
- 195 – ширина шины в миллиметрах.
- 65 – профиль шины в процентах (отношение высоты профиля к ширине шины).
- R – обозначение конструкции шины (радиальная).
- 15 – диаметр обода в дюймах.
- 91 – индекс нагрузки (максимальная нагрузка, которую может выдержать шина).
- T – индекс скорости (максимальная скорость, при которой шина может работать безопасно).
Индексы нагрузки и скорости представлены в специальных таблицах, которые можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или на сайте производителя шин.
Таблица индексов нагрузки:
Индекс нагрузки | Максимальная нагрузка (кг) |
---|---|
65 | 290 |
66 | 300 |
67 | 307 |
Таблица индексов скорости:
Индекс скорости | Максимальная скорость (км/ч) |
---|---|
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
Износ
Многие производители позаботились о конечном потребителе и установили на покрышки индикатор износа. Его наличие на шине обозначается надписью Tread Wear Indication или TWI. Каждый бренд по своему решил показывать глубину протектора, к примеру:
- Michelin устанавливают на верхней части боковины треугольник, который показывает где именно расположен индикатор износа
- Nokian, Matador и много других фирм вырезают на протекторе числа, которые означают глубину протектора в миллиметрах, постепенно изнашиваясь у покрышки стирается слой с одной цифры на другую
- Остальные бренды в канавках протектора ставят перпендикулярную перегородку, высота которой скажет, что покрышка изношена полностью
Минимально допустимый износ для легкового транспорта — это 1.6 мм, который действует как в России, так и во всех странах Европы. Считается, что это последний рубеж, который хоть как-то препятствует аквапланированию шины в лужах.
Глубина протектора новых летних скатов обычно 7-8 мм, зимних 8-10 в зависимости от типа рисунка.
Почему многие специалисты рекомендуют обязательно обуваться в шипы
Дело в том, что вам придется хотя бы иногда ездить по дорогам, не очищенным ото льда. А в этом случае появляется большой риск попасть в ДТП по причине того, чтобы шипы на шинах отсутствуют. Дело в том, что тормозить часто приходится на тех участках, где образуется лед. Пускай иногда вам и придется испытывать дискомфорт из-за большего шума в салоне и худшей управляемости автомобиля на сухих дорогах, но зато в тех ситуациях, когда вам придется тормозить, шипы смогут спасти вам жизнь.
Потому, если вы хотели узнать, какая резина лучше на зиму — шипы или липучка, то вывод однозначный – это шипы.
Конечно, даже прочитав все мнения экспертов, вам придется принимать решения самостоятельно
Важно лишь хорошо взвесить все «за» и «против», чтобы прийти к оптимальному варианту. Правильный выбор шин – это гарантия хорошего состояния автомобиля и безопасности, как пассажиров, так и водителя
В поисках информации о том, какая резина лучше на зиму — шипы или липучка, важно также узнать отзывы экспертов.
Лучшие модели фрикционных и шипованных покрышек
Есть несколько моделей резины, которые показывают наилучшие результаты. Если говорить о лучших фрикционных покрышках, то ниже представлена пятерка изделий, которые успешно справились со всеми испытаниями.
Модель | Страна-производитель | Индекс максимальной скорости | Стоимость, руб |
---|---|---|---|
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV | Финляндия | R | 9 500 |
Bridgestone Blizzak VRX | Япония | Q/S/T | 4 300 |
Michelin X-Ice Xi3 | Франция | T | 3 800 |
Goodyear Ultra Grip Ice 2 | Америка | T | 3 200 |
Nokian Nordman RS | Финляндия | R | 3 000 |
Если говорить о шипованных моделях, то лучшими считаются следующие изделия.
Модель | Страна-производитель | Индекс максимальной скорости | Стоимость, руб |
---|---|---|---|
Nokian Hakkapeliitta 8 SUV | Финляндия | T | 11 100 |
Gislaved NordFrost 100 | Швеция | Q | 4 500 |
Dunlop Grandtrek Ice02 | Великобритания | T | 4 400 |
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic | Америка | T | 3600 |
Michelin X-Ice North | Франция | T/H | 3 400 |
Тип протектора
Протектор – это рисунок, выступающий на поверхности шины и отвечающий за сцепление с дорогой. В зависимости от типа протектора различают зимние шины с разными характеристиками и обозначениями.
Основные типы протекторов на зимних шинах:
- Ламеллы – это небольшие нарезки в протекторе, которые улучшают сцепление с дорогой на льду и снегу. Они делают шину гибкой и способной лучше справляться с переменными погодными условиями.
- Шипы – это металлические штырики, которые встроены в протектор шины. Они обеспечивают отличное сцепление с дорогой на льду и во время сильных снегопадов. Шипованные шины могут быть использованы только в определенных странах и только в зимний период.
- Симметричный протектор – имеет одинаковый рисунок на всей ширине протектора. Такие шины обладают хорошей управляемостью и комфортностью, но не являются самыми эффективными для снега или льда.
- Несимметричный протектор – имеет разные рисунки на внутренней и внешней части протектора. Такой дизайн позволяет обеспечить лучшую сцепляемость с дорогой на разных поверхностях и в разных условиях.
- Направленный протектор – имеет явно выраженное направление и стрелки на боковине шины, указывающие правильное направление ее установки на автомобиль. Этот тип протектора обладает отличной отводом воды и снега и хорошей устойчивостью на мокрой дороге.
Выбор типа протектора зависит от условий эксплуатации автомобиля и предпочтений водителя
Важно помнить, что качественный протектор – гарантия безопасности на дороге в зимний период
Особенности всесезонных шин и правила выбора
Всесезонные шины или липучки имеют промежуточную высоту протектора между зимними и летними. Узор на их поверхности больше похож на зимний вариант – блочный рисунок и ламели из ломаных линий. Одна из базовых задач, которую ставили перед собой производители, – это безопасное и комфортное вхождение в повороты на асфальтированной дороге. По этой причине края всесезонных шин имеют скругленную форму, как в летних вариантах.
Строение рисунка всесезонных шин – это компромисс между летней и зимней резиной. Ассиметричный узор отличается формой и структурой. У наружной части шины рисунок похож на зимнюю – блочная структура с глубокими канавками. Внутренняя сторона колеса имеет строение узора, напоминающее летний вариант, предназначенный главным образом для отвода воды. Всесезонные шины отлично подходят для эксплуатации в дождливую погоду, на мокром асфальте и в первые заморозки.
Приобретая липучки важно учитывать климатические условия региона эксплуатации автомобиля. Например, автомобилисты в южных странах со специфичным климатом, пользуясь круглый год всесезонной резиной, делают правильный выбор, тем самым экономят свои денежные средства и время
Однако для российского климата с суровыми зимами всесезонные шины для использования на протяжении всего года не подходят. Такой выбор может привести к созданию серьезной аварийной ситуации на дороге.
Выбирая всесезонные шины, важно учесть следующие показатели:
- Степень сцепления на сухом асфальте.
- Сцепление с мокрым асфальтом.
- Устойчивость к аквапланированию.
- Долговечность и износостойкость.
- Гул и шум в салоне автомобиля при движении на большой скорости.
- Сопротивляемость качению.
Проверить эти характеристики помогут тест-драйвы и различные отзывы автовладельцев.