Регионы с несколькими кодами
- Алтайский край — 22, 122
- Волгоградская область — 34, 134
- Забайкальский край — 80
- Кемеровская область — 42, 142
- Краснодарский край — 23, 93, 123, 193
- Красноярский край — 24, 124
- Ленинградская область — 47, 147
- Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799, 977
- Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790
- Нижегородская область — 52, 152
- Новосибирская область — 54, 154, 754
- Омская область — 155
- Оренбургская область — 56, 156
- Пермский край — 59, 81, 159
- Приморский край — 25, 125
- Республика Башкортостан — 02, 102, 702
- Республика Татарстан — 16, 116, 716
- Ростовская область — 61, 161, 761
- Самарская область — 63, 163, 763
- Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198
- Свердловская область — 66, 96, 196
- Тюменская область — 72, 172
- Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
- Челябинская область — 74, 174, 774
- Чеченская Республика — 20, 95
На 2023 год всего 25 субъектов РФ с несколькими автомобильными кодами. Больше всего кодов у Москвы и Московской области.
ГОСТы
Регистрационные номерные знаки Российской Федерации в привычном на сегодняшний день виде выдаются с 1993 года. Вид номерных знаков транспортных средств РФ определяется ГОСТом. Первый ГОСТ Р 50577-93 действовал с 1 января 1994 года. С 4 августа 2020 года введён новый ГОСТ Р 50577-2018.
ГОСТ 1993 года
- ГОСТ:
- ГОСТ Р 50577-93
- Название:
- Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
- Дата введения:
- 01.01.1994
- Классификаторы:
- ОКС 43.020, ОКП 45 0000
- Разработан:
- Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
- Утверждён:
- Постановление Госстандарта России от 29 июня 1993 года №165
- По-английски:
- Licence plates for vehicles. Types and main sizes. Technical requirements
ГОСТ 2018 года
- ГОСТ:
- ГОСТ Р 50577-2018
- Название:
- Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
- Дата введения:
- 01.01.2019 *
- Классификаторы:
- ОКС 43.020, ОКП 45 0000
- Разработан:
- Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ НИЦ БДД МВД России)
- Внесён:
- Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
- Утверждён:
- Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 сентября 2018 года №555-ст
* Фактическая дата введения ГОСТа переносилась. В итоге приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.06.2020 №302-ст новый ГОСТ вводится c 4 августа 2020 года.
В соответствии с новым стандартом вводятся новые 10 типов номерных знаков для транспортных средств в зависимости от вида и категории транспортного средства: мотоциклы, квадрациклы, машины с креплениями под «квадратные» номера, спортивные, ретроавтомобили.
История: 1993 — введены номерные знаки с кодами регионов от 1 до 89; 1994 — введён ГОСТ Р 50577-93; 1998 — впервые введён второй код для одного региона (99 для Москвы, он же первый из кодов, начинающихся на 9); 2005 — введены трёхзначные коды; 2008 — прекращена выдача номеров с кодами, начинающихся на 8; 2020 — введён ГОСТ Р 50577-2018, отменены коды, начинающиеся на 8; 2022 — снова введены коды, начинающиеся на 8, уже для новых регионов.
Пояснения и комментарии
Согласно Приказу МВД от 26 июня 2013 года № 478 в 2013 году введены трехзначные коды с первой цифрой 7 (777, 779, 799 и др.). Вместо ожидаемой 2 используется цифра 7, так как а) 2 не вписывается в отведенное под код региона пространство на регистрационном знаке, б) 7 лучше распознается камерами фиксации правонарушений. Однако ограниченная серия номеров с кодами 277 и 299 все же выдавалась.
Согласно Приказу МВД от 5 января 2000 года № 5 в 2000 году все автомобильные номера Чеченской республики были заменены: вместо кода 20 стал использоваться код 95. Номера с кодом 20 больше на дорогах не встретить. Такая мера связана с противодействием ситуации по скоплению криминальных автомобилей на тот момент.
В связи с объединением и переименованием регионов по некоторым кодам произошли изменения:
- У Пермского края три кода: 59, 81, 159. Код 81 выбивается из логики. Это связано с тем, что 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий Автономный округ (код 81) и Пермская область (код 59) были объединены в Пермский край. Соответственно, код 81 перешёл к Пермскому краю.
- В 2014 году в Крыму до введения кодов 82 и 92 выдавались регистрационные номера с кодами 23, 123 (коды Краснодарского края) и 777 (код Москвы).
- Код 88 до 2007 года имел Эвенкийский АО, с 2007 года — Красноярский край.
- Код 75 до 1 марта 2008 года имела Читинская область, с 1 марта 2008 года — Забайкальский край.
- Код 82, выдаваемый в Крыму, использовался также в регионах: Самарская область, Ульяновская область.
Согласно Приказу МВД от 7 августа 2013 года № 605 при перепродаже автомобиля разрешается оставлять старые номера. Замена на новые номера может быть осуществлена по желанию нового владельца. Таким образом, привязка кода на автомобильном номере к региону проживания/прописки собственника перестает быть актуальной. Выдача номеров с кодами регионов, не соответствующих прописки автовладельцев, осуществлялась с 15 октября 2013 года по 31 декабря 2019 года.
Новый формат
В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.
Также рассматривается идея от рабочей группы НТИ «Автонет» о введении в России номеров зеленого цвета для электромобилей.
Ожидаемые коды
Рассматривается вопрос о введении в будущем новых трёхзначных кодов для 16 регионов. Особенность новых кодов в том, что они будут начинаться не с привычной 7, а с других цифр.
- 616 — Республика Татарстан (Татарстан)
- 222 — Алтайский край
- 330 — Астраханская область
- 333 — Владимирская область
- 444 — Костромская область
- 660 — Псковская область
- 661 — Ростовская область
- 663 — Самарская область
- 664 — Саратовская область
- 665 — Сахалинская область
- 667 — Смоленская область
- 668 — Тамбовская область
- 669 — Тверская область
- 497, 999 — Москва
- 278, 878 — Санкт-Петербург
- 995 — Чеченская Республика
Рассматриваются варианты кодов для новых регионов России.
- 171 (или 80) — Донецкая Народная Республика
- 172 (или 81) — Луганская Народная Республика
- 184 (или 84) — Херсонская область
- 185 (или 85) — Запорожская область
Коды 80, 81, 84, 85 ранее принадлежали другим регионам России и были отменены в 2020 году, однако в 2022 году снова начали действовать. Рассматривается их использование на территориях, находящихся за пределами РФ (на таких территориях действует код 94), а новым четырём регионам отдать трёхзначные номера.
«Город невест» и «Русский Манчестер»
Так называли Иваново-Вознесенск(именно такое название имел город Иваново до 1932 года) в Российской Империи. На суглинистых почвах Ивановской области хорошо растут лён и конопля. Благодаря доступности сырья Иваново-Вознесенск стал крупнейшим текстильным центром России, сохранив свой статус и в СССР, и в постсоветские времена. Слава «города невест», которая сложилась за этим прекрасным среднерусским городом, также понятна. Спрос на профессию швеи в Иваново устойчив, поэтому девушки всей страны ехали в город на Уводи работать ткачихами и портнихами. Но нельзя сказать, что гендерный баланс в Иваново сильно перекошен в сторону прекрасного пола. Скорее «город невест» — это бренд 37 региона.
В Российской Империи Иваново-Вознесенск был не губернским городом, и даже и не уездным – относился он к Шуйскому уезду Владимирской губернии и был самым большим заштатным городом Империи. Сейчас Шуя является райцентром Ивановской области. Сама Ивановская область была создана в несколько этапов – через создание Ивановской промышленной области и её раздел. Сейчас в составе Ивановской области находятся районы бывшей Владимирской и Костромской губерний. Окончательные границы Ивановской области были сформированы в 1994 году, когда Сокольский район, отделённый от остальной части области Горьковским водохранилищем, перешёл в состав Нижегородской области. Ещё более 10 лет для того, чтобы позвонить из Нижнего Новгорода в Сокольское, нужно было набирать ивановский междугородний код, да и регистрационный знак региона 37 в Сокольском не так уж редок. Транспортная инфраструктура Ивановской области имеет большие перспективы для развития. Основными её узлами являются Иваново и Кинешма. Километраж автомобильных дорог 37 региона составляет 5244 км, из которых с твёрдым покрытием – 5017 км. Несмотря на то, что Ивановская область расположена довольно выгодно для транзита – граничит она с Нижегородской, Владимирской, Костромской и Ярославской областями, «регион 37» пока недостаточно использует свой потенциал. Тем не менее, благодаря введению в строй моста через Волгу в Кинешме Ивановская область имеет большие перспективы как транзитный регион между Сибирью и Дальним Востоком, Средним и Нижним Поволжьем, с одной стороны и Севером и Северо-Западом России, с другой.
Области граничащие с Ивановской областью (соседние регионы):
33 регион | Владимирская область | |
44 регион | Костромская область | |
52 регион | Нижегородская область | |
76 регион | Ярославская область |
Мне нравится3Не нравится3