Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях

Береговые валы

Классификация

По виду речного потока, на который оказывается воздействие, регуляционные сооружения разделяют на пойменные и русловые. К пойменным сооружениям (рис. 3.69) относятся дамбы, поперечные сооружения у подходной к мосту насыпи – траверсы, а также срезка под мостом пойменных берегов – уширение русла, к русловым – запруды, полузапруды, шпоры, береговые укрепления и спрямление русла.

На мостовых переходах через равнинные реки обычно устраивают струенаправляющие дамбы на поймах для направления и плавного ввода пойменных потоков в отверстие моста и плавного вывода сжатого потока из-под моста Мосты на переходах через блуждающие реки не имеют пойменных участков отверстия (стеснено само русло реки), поэтому возводимые здесь дамбы предназначены для плавного сужения русла на подходе к мосту и направления струй воды и подвижных скоплений наносов в отверстие моста. Для защиты подходной насыпи от размыва пойменным потоком служат отжимающие поперечные сооружения – пойменные траверсы. Если земляному полотну угрожает подмыв русловым потоком, то используют русловые поперечные сооружения или укрепление берегов русла. Для защиты подходов к мосту от волнобоя применяют различные средства гашения волн (уположение откосов земляного полотна, устройство берм, лесопосадки) или укрепление откосов насыпи.

Для разграничения расходов воды между бассейнами смежных водотоков или ограждения некоторой территории от затопления высокими паводками устраивают оградительные сооружения: дамбы, сооружаемые на пойме, для отделения малого водотока от основной реки; дамбы, возводимые на водоразделе двух соседних бассейнов малых водотоков; дамбы обвалования, ограждающие от затопления объекты, в т. ч. населенные пункты, расположенные на пойме. Запруды на выключенных участках русла, протоках и староречьях, перекрываемых подходной насыпью, также могут быть отнесены к оградительным сооружениям.

Регуляционные сооружения

Регуляционные сооружения (траверсы, шпоры) могут иметь сплошную и сквозную конструкции. Сплошные сооружения воздействуют на весь поток, который их обтекает или ими отжимается; сквозные сооружения воздействуют только на часть потока, так как другая его часть, проходя через зазоры в сооружении, практически не изменяет направления движения. Поэтому местные размывы дна у сооружений сквозной конструкции обычно существенно меньше, чем наблюдаемые в сходных условиях у сплошных сооружений.

Регуляционные сооружения в ряде случаев имеют высокую строительную стоимость, соизмеримую со стоимостью самого моста. Выбор рациональной системы таких сооружений должен основываться на технико-экономическом сравнении вариантов. Иногда выгоднее увеличить отверстие моста, чем возводить дорогостоящие регуляционные сооружения.

Возведение регуляционных сооружений зависит от местных условий. Так, если дорога пересекает реку на прямолинейном участке, без поймы, а трасса располагается перпендикулярно направлению струй потока, отпадает необходимость в струенаправляющих дамбах и траверсах, оказывается достаточным укрепление конусов моста и откосов поименных насыпей.

Впервые в истории мостостроения криволинейные регуляционные сооружения были построены в России в 1872 г. на мостовом переходе через р. Квирила. Значительный вклад в теорию и практику проектирования и строительства струенаправляющих дамб сделан российскими инженерами и учеными А. М. Фроловым, В. М. Маккавеевым, Е. В. Боддаковым, О. В. Андреевым и др. А. М. Латышенков обосновал целесообразность верховых дамб эллиптического очертания (шпоровидных). Большую полуось эллипса располагают вдоль речного потока (рис. 3.70); ее обычно с двумя основными параметрами: шириной русла реки Вр и коэффициентом стеснения потока подходной насыпью δ= Qnep/Q, где Q – расчетный расход, Qnep – расход, проходивший в бытовых условиях на части поймы, перекрытой насыпью. Проекцию верховой дамбы на ось пути (ширину разворота Ь) определяют по связи b/Bp = f(δ), установленной эмпирическим путем. Отношение полуосей дамбы λ= lв/b также принимают в зависимости от коэффициента δ (в диапазоне от 1,5 до 2,0). Дамбы A.M. Латышенкова получили широкое применение на практике. Однако предложенный им метод расчета лишь приближенно учитывает гидроморфологические характеристики реки и параметры стесненного водного потока.

Формы рельефа суши

К основным формам рельефа на суше относятся горы и равнины.

Определение 2

Горы – это приподнятые над уровнем моря части земной поверхности с резкими колебаниями высот.

Горы различаются по высоте и в зависимости от неё бывают:

  • Низкие (до $1000$ м);
  • Средние (от $1000-2000$ м);
  • Высокие (Более $2000$ м)

Замечание 2

В целом горы занимают $27\%$ поверхности Земли. Наивысшей точкой планеты является гора Джомолунгма (Эверест), высота которой – $8848$ м. Кроме Гималаев к высочайшим горам планеты относятся Кордильер, Анды, Кавказ, Памир. Средними по высоте являются Скандинавские горы и Карпаты, а низкими – Уральские горы.

По способу образования горы бывают:

  • Складчатые;
  • Глыбовые;
  • Складчато-глыбовые;

По происхождению:

  • Тектонические;
  • Эрозионные;
  • Вулканические.

В зависимости от того, какие площади занимают горы, каково их строение и возраст выделяют:

  • Горные пояса;
  • Горные системы;
  • Горные страны;
  • Горные цепи;
  • Горные хребты.

Вторым важнейшим элементом рельефа поверхности суши являются равнины

Определение 3

Равнины – это обширные участки поверхности суши с небольшими колебаниями высот.

По высоте равнины бывают:

  • Низменности ($0-200$ м);
  • Возвышенности ($200-500$ м);
  • Плоскогорья ($500-1000$ м).

Равнины могут иметь как горизонтальную, так и наклонную поверхность.

По способу образования:

  • Денудационные;
  • Аккумулятивные;
  • Пластовые.

Замечание 3

На сушу планеты приходится $29\%$ поверхности, что составляет $149$ млн. кв. км, основная часть которой сосредоточена в Северном полушарии. Преобладающими формами рельефа суши и дна Мирового океана являются равнины, горные поднятия занимают незначительные площади.

Требования

Струенаправляющие дамбы должны иметь такое очертание в плане, при котором исключается возможность образования водоворотных зон вдоль дамбы, вызывающих появление воронок местного размыва дна у подошвы сооружения. Поэтому очертание дамбы должно соответствовать траектории граничной струи транзитного потока, безотрывно обтекающей откос сооружения. При эллиптическом очертании верховых дамб размеры полуосей эллипса lв и b определяют через параметры, функционально связанные с геометрическими размерами дамбы и гидравлическими характеристиками потока. Такими параметрами являются радиус кривизны граничной струи (линии тока) в голове дамбы ρmin, равный радиусу кривизны головы дамбы, и отношение полуосей эллипса λ= lв/b. Для эллиптической кривой: lв= λ2ρmin и b= λρmin.

Радиус кривизны граничной линии тока в голове дамбы определяют по формуле:

где vг – скорость водного потока у подошвы головы дамбы; lг – поперечный уклон свободной поверхности воды в голове дамбы. Отношение А полуосей эллипса (дамбы) получено В. Ш. Цыпиным на основе экспериментальных данных с учетом уравнения движения струи при установившемся движении невязкой жидкости:

где vдм, – расчетная скорость потока в створе моста у подошвы струенаправляющей дамбы, определяемая для вертикали с расчетной глубиной потока hдм.

Размеры lв и b относятся к внешней (со стороны русла) бровке верха дамбы. При определении координат x и y внешней бровки верховой дамбы задаются значениями xi и вычисляют (исходя из эллиптического очертания дамбы) соответствующие им величины yi по формуле

По найденным координатам x и y бровку дамбы наносят на план перехода.

Приведенные формулы для ρmin и λ применимы при нормальном пересечении водотока с одной поймой. Считается, что участок реки имеет одну пойму, если по другой проходит менее 5% расчетного расхода. Нормальным считают пересечение водотока, когда угол отклонения створа мостового перехода от перпендикуляра к направлению течения в бытовых условиях при расчетном расходе не превышает 5-10°. При пересечении водотока с двумя поймами расчет начинают с определения размеров струенаправляющей дамбы со стороны поймы, по которой проходит большая часть расчетного расхода. Радиус кривизны граничной линии тока и скорость потока в голове дамбы со стороны противоположной поймы определяют как часть соответствующих параметров на мощной пойме.

Данный метод определения размеров струенаправляющих дамб применим в принципе и при косом расположении створа мостового перехода относительно направления водотока.

Пойменная насыпь, направленная от моста вниз по течению, вызывает образование в паводок на пойме застойной зоны. При значительном падении отметок поймы вниз по течению реки после спада паводка в нижнем углу застойной зоны будет оставаться вода с достаточно большой глубиной, что нежелательно по условиям увлажнения земляного полотна. Чтобы избежать этого, на такой пойме нередко возводят оградительную дамбу с устройством малого водопропускного сооружения в подходной насыпи для выпуска воды из пазухи (рис. 3.71). Для увеличения плавности ввода пойменного потока в отверстие, лучшего обтекания потоком головной части верховой дамбы и уменьшения размыва дна в этой зоне к голове дамбы прибавляют криволинейную приставку с радиусом ρ = 0,2Ь и углом разворота θ = 90-120° (см. рис. 3.70).
Размеры низовых струенаправляющих дамб устанавливают в зависимости от принятых размеров верховых дамб. Проекция низовой дамбы на ось х составляет lн = 0,5lв. Низовую дамбу очерчивают по круговой кривой радиусом ρн = lв2/b при угле разворота 7-8°, а затем – по прямой, касательной к круговой кривой в точке С. Безразмерные координаты точки С принимают равными: x/lв = -λ и у/b=1-0,01λ2, а точки D конца низовой дамбы: х/1в = -0,5 и у/b=l-0,065λ+ 0,007λ2.

В приближенных расчетах струенаправляющих дамб λ обычно определяют в зависимости от коэффициента s стеснения потока подходами к мосту:

БЕРЕГОВОЙ ВАЛ

— образуется на дне мелкого моря в береговой полосе благодаря намыванию песка или гальки волнами или течением, идущим наискось к берегу. Б. В., возвышающийся над уровнем воды, называется косой.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое «БЕРЕГОВОЙ ВАЛ» в других словарях:

береговой вал — Узкая, вытянутая вдоль берега пересыпь, формирующаяся в результате поперечного перемещения морских наносов и их отложения, вал отмечает границу прибоя и состоит из серии последовательных берм. Syn.: прибойный вал … Словарь по географии

береговой вал — бар — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы бар EN offshore barbarrier beach … Справочник технического переводчика

Береговой вал — Низкий земляной вал вдоль берега судоходного канала, предохраняющий от падения в воду животных, которые тянут суда на бечеве. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Береговой вал — простейшая береговая аккумулятивная форма рельефа, образованная действием прибойного потока. Имеет вид низкой гряды (вала), вытянутой вдоль линии берега. Длина достигает сотен м или нескольких км, высота 1 4 м (определяется энергией… … Большая советская энциклопедия

БЕРЕГОВОЙ ВАЛ РЕКИ — (намывной вал), естественная насыпь, сформировавшаяся вдоль реки в результате наноса ила во время разлива или наводнения. Ил наносится по всей ЗАТОПЛЕННОЙ МЕСТНОСТИ, но большая его часть остается на берегу реки, поэтому вдоль нее формируются… … Научно-технический энциклопедический словарь

береговой вал льда — Торосистое образование, возникшее на пологом берегу в результате напора льда со стороны моря … Словарь по географии

ВАЛ БЕРЕГОВОЙ ПОДВОДНЫЙ — параллельное береговой линии пологое подвижное аккумулятивное образование, сложенное преимущественно песчаными отл. и формирующееся в зоне разрушения волнами подводного берегового склона. Обычно В. б. п. встречаются сериями на глубинах от 0 до 10 … Геологическая энциклопедия

ВАЛ БЕРЕГОВОЙ — галечная, песчано галечная, песчаная или ракушечная невысокая (от нескольких см до нескольких м) гряда, простирающаяся параллельно береговой линии моря или озера. В. б. асимметричен; более пологий склон обращен в сторону моря или озера, а крутой… … Геологическая энциклопедия

Вал (учения, 1977) — «Вал 77» комбинированные учения союзных флотов, сухопутных и воздушно десантных войск, проводившиеся летом 1977 года. Содержание 1 Цели учений 2 Нововведения 3 Оценки … Википедия

Вал — 1. В тектонике вытянутая положительная платформенная структура длиной десятки и первые сотни км, площадью от 200 до 6000 10000 км2. В. объединяют обычно ряд локальных поднятий. На плитах древних платформ В. как правило ограничены флексурами,… … Геологическая энциклопедия

Классификация форм рельефа

Определение 1

Рельеф – это все неровности поверхности Земли.

Формы рельефа могут быть классифицированы по внешним признакам относительно плоскости горизонта.

По данной классификации выделяют две группы форм:

  • Положительные – выпуклые формы рельефа;
  • Отрицательные – вогнутые формы рельефа.

Горы, горные хребты, холмы, увалы относятся к положительным формам рельефа. Горы, например, имеют ярко выраженные склоны и вершины, которые могут быть плоскими, пирамидальными, пикообразными, конусообразными, куполообразными. Склоны бывают крутыми и пологими.

Овраги, балки, котловины, долины относятся к отрицательным формам рельефа. Долины, например, представляют собой вытянутые понижения местности с уклоном в одном направлении, а их размеры и очертания могут быть различные.
Отличаются формы рельефа и по размерам.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В зависимости от них выделяют:

  • Планетарные формы;
  • Мегаформы;
  • Макроформы;
  • Мезоформы;
  • Микроформы;
  • Наноформы.

К планетарным формам относятся:

  • Материки;
  • Переходные зоны – геосинклинальные пояса;
  • Ложе океана;
  • Срединно-океанические хребты.

Естественно, что крупнейшими положительными формами рельефа являются материки, представленные в основном сушей. Большая часть материков принимает участие в строении дна Мирового океана и имеет земную кору материкового типа. Большую часть дна Мирового океана представляет ложе океана, лежащее на глубинах более $ 3$ км, земная кора которого океанического типа.

Современные геосинклинальные пояса располагаются между материками и океанами. Например, на окраинах Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов материки контактируют непосредственно с ложем океана. Срединно-океанические хребты есть во всех океанах. Это горные системы океанов, имеющие другое строение земной коры.

Мегаформы занимают десятки тысяч кв. км.

К ним относятся:

  • Горные пояса;
  • Равнины в пределах континентов;
  • Впадины и поднятия на ложе океана;
  • Разломы планетарного масштаба.

К мегаформам относятся, например, впадины в акватории Карибского моря и Мексиканского залива, Альпы, Кавказские горы и др.
Макроформы – это составные части мегаформ, которые измеряются тысячами кв. км. Это могут быть отдельные хребты какой-либо горной страны.
Мезоформы занимают десятки кв. км и представлены оврагами, балками, долинами ручьев, моренных гряд и др.
Микроформы рельефа представляют собой неровности – карстовые воронки, береговые валы – которые являются деталями более крупных форм рельефа.
Нанорельеф представлен очень мелкими неровностями поверхности, например, луговыми кочками.

Замечание 1

В природе отсутствуют четкие границы, поэтому размеры рельефа являются условными, но, тем не менее, несут важную информацию. Эндогенные процессы сформировали планетарный рельеф, а мезо-микро и наноформы рельефа образованы экзогенными процессами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: