Деятельность космодрома сегодня
После распада СССР «Байконур» стал собственностью Казахстана. В те годы у страны не хватало ресурсов — и космодрому не уделяли достаточного внимания. Сократилось количество космических запусков, часть работников промышленности уехали в Россию. Тяжелые времена переживал как космодром, так и город Байконур: в жилых зданиях отсутствовало отопление, водоснабжение работало с перебоями, а пищу готовили во дворах многоэтажек.
В 1994 году космодром передали России в аренду на 20 лет — для улучшения состояния космической отрасли и жизни «Байконура» в целом. Сумма аренды составила 115 миллионов долларов в год — около 52 миллиардов тенге. В 2004 году срок аренды продлили до 2050 года.
Казахстан и Россия начали совместно эксплуатировать и модернизировать «Байконур» после подписания соглашения о развитии сотрудничества. Это привело к некоторым достижениям в освоении космоса:
-
- Начал развиваться космический туризм: с 2001 по 2009 год 7 туристов отправились с «Байконура» на МКС. Полеты в космос организовывали «Роскосмос» и американская компания «Space Adventures»;
- С 2001 по 2020 год с космодрома было запущено 345 космических аппаратов;
- В 2004 году появился совместный российско-казахстанский проект по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек». Он должен был улучшить состояние экологии вокруг «Байконура» за счет использования «экологически чистых ракет». Испытания ракеты-носителя «Союз-5» в рамках этого проекта были запланированы на конец 2023 года.
Российские полицейские охраняют космический корабль «Союз ТМА-22», во время транспортировки из ангара на место запуска, Байконур, 11 ноября 2011.Фото: AP Photo/Mikhail Metzel.
В массовой культуре
«… Доводится до сведения жителей Москвы и губернии, что за незаконные сборища и смутьянские разговоры о каких-то полётах православных на Луну мещанин замоскворецкой части Никита Петров выслан из Москвы под надзор полиции в киргиз-кайсацкое поселение Байконур».
Существует не подтверждённая официальными документами версия, что освоение целины в Казахстане (1954—1960 годы) являлось «операцией прикрытия» для маскировки от западных спецслужб факта перевозки большого количества грузов и людей из европейской части СССР в район строительства нового ракетного полигона (нынешнего космодрома Байконур).
Примечания
- ↑ НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова: Основные направления деятельности Архивная копия от 10 июля 2015 на Wayback Machine // ЦЭНКИ
- ↑ 12 Александр Мезенцев. Высокоточные гироскопы для космоса и авиации создают в НИИ прикладной механики имени академика В. Кузнецова. Вестник авиации и космонавтики, 2004, № 03, стр. 34
- ↑ 12345 15 Сентября 1955 г. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // МОФ «Авиационно-космический фонд»
- ↑ Кузнецов Виктор Иванович Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // ГСКБ «Алмаз-Антей»
- ↑ История реорганизаций Архивировано 8 июля 2015 года. // ЦЭНКИ
Эта страница в последний раз была отредактирована 25 февраля 2023 в 23:15.
Отрывок, характеризующий НИИ прикладной механики имени В. И. Кузнецова
На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара
Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали
Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.
Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
КБ «Мотор» — вечный двигатель
60 лет назад, в апреле 1961 года, было создано одно из ведущих предприятий Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры — Конструкторское бюро «Мотор» (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Примечательно, что ровно через пять дней в космос полетел первый человек планеты — Юрий Алексеевич Гагарин.
История Конструкторского бюро «Мотор» — это история нашего космоса. Специалисты предприятия строили первый в мире космодром — Байконур, проектировали и создавали оборудование и стенды для всех ракет и космических аппаратов, участвовали в легендарном запуске универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия — Буран».
Основная специализация — проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию стендового и подъемно-транспортного наземного оборудования ракетно-космических комплексов, создание систем пневмогидравлической и пластической амортизации, систем обеспечения температурно-влажностных режимов, заправки компонентами топлива, энергоснабжения, мониторинга, обеспечение эксплуатации и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры космодромов Байконур, Плесецк, обеспечение всех этапов создания и эксплуатации ракетно-космической техники. Многие образцы техники, созданные в стенах бюро, по своим техническим решениям являются уникальными и стали определяющими в развитии целого класса специальной техники.
Важным направлением деятельности филиала является создание семейства транспортных средств для доставки крупногабаритных грузов массой до 200 тонн, основой которых являются — автономная система дополнительной энергетики, электротрансмиссия прицепных звеньев агрегатов на базе вентильно-индукторных электродвигателей, системы автоматического и дистанционного управления поворотом прицепных звеньев автопоездов. С этой целью проводится большой объем научно-исследовательских работ.
На сегодняшний день филиал ЦЭНКИ — Конструкторское бюро «Мотор» современное, стабильно работающее подразделение с весомым творческим, научным и конструкторским потенциалом, обладающее собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, что обеспечивает выпуск высокотехнологичного, наукоёмкого оборудования в интересах ракетно-космической отрасли.
Сегодня «Мотор» создает новый космодром — Восточный. «Без Мотора ракеты не летают» — эта фраза уже 60 лет девиз конструкторского бюро.
https://youtube.com/watch?v=Q1uBeodGC7A
Климат
Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветреная (снежный покров невысокий).
Зима (середина ноября — середина марта) с переменной облачностью и частыми туманами. Средняя температура воздуха днём −5…−10 °C, ночью до −20…−25 °C (абсолютный минимум −40 °C). Устойчивые морозы начинаются в декабре. В любой месяц зимы возможны оттепели. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта; толщина его обычно не превышает 10 см (в снежные зимы до 26 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м.
Весна (середина марта — апрель) тёплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днём −1…+10 °C, ночью до −10 °C; в конце сезона днём до +25 °C, ночью от −1 °C до +8 °C. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом. В начале —середине апреля, как правило, в течение нескольких дней подряд наблюдаются сильные ветры и пыльные бури (так называемый «бескунак»). В конце апреля и мае в отдельные годы наблюдаются наиболее сильные ветры (с порывами 25 м/с и более), что порой приводит к повреждению ненадежно установленной кровли и обшивки зданий.
Лето (май — середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днём +30…+40 °C (абсолютный максимум +45,5 °C), ночью температура опускается до +15…+18 °C. Летом часто бывают суховеи, а иногда и пыльные бури, которые поднимают в воздух песок и пыль (в основном при ветрах восточного направления).
Осень (середина сентября — середина ноября) — в первой половине сухая и теплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днём +5…+25 °C, ночью −5…+5 °С. Осадки выпадают в виде моросящих дождей; во второй половине ноября выпадает мокрый снег.
Ветры весной и летом преимущественно западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3—7 м/с. В течение всего года (особенно в зимний и весенний период) часто наблюдаются сильные ветры со скоростью 15 м/с и более (45 дней за год).
Среднее число дней с явлениями погоды за год: осадки 58 (январь 9, июнь 2), туман 27, метель 6, гроза 7. Число ясных дней по общей облачности — 119, пасмурных по нижней облачности — 17. Число дней с пыльной бурей составляет 12-15 в год (максимум в апреле — 5 дней).
связанные лица
Vārds | Dzimis | Miris | Langs | ||
---|---|---|---|---|---|
не указан | Георгий Гречко | 25.05.1931 | 08.04.2017 | pl, ru | |
не указан | Борис Егоров | 28.11.1937 | 12.12.1994 | ru | |
не указан | Андриян Николаев | 05.09.1929 | 03.07.2004 | de, en, fr, lv, pl, ru, ua | |
не указан | Алексей Губарев | 29.03.1931 | 21.02.2015 | en, ru | |
не указан | Валерий Кубасов | 07.01.1935 | 19.02.2014 | en, pl, ru | |
не указан | Александр Серебров | 15.02.1944 | 12.11.2013 | en, pl, ru | |
не указан | Борис Егоров | 26.11.1937 | 12.09.1994 | ru | |
не указан | Анатолий Березовой | 11.04.1942 | 20.09.2014 | en, pl, ru | |
не указан | Олег Макаров | 06.01.1933 | 28.05.2003 | ru | |
не указан | Василий Минаков | 07.02.1921 | 08.10.2016 | ru | |
не указан | Павел Попович | 05.10.1930 | 30.09.2009 | de, en, fr, lv, pl, ru | |
не указан, не указан | Георгий Береговой | 15.04.1921 | 30.06.1995 | de, en, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Бори́с Моруков | 15.10.1950 | 01.01.2015 | de, en, fr, pl, ru | |
не указан | Виктор Пацаев | 19.06.1933 | 29.06.1971 | de, en, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Георгий Добровольский | 01.06.1928 | 29.06.1971 | de, en, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Владислав Волков | 23.11.1935 | 29.06.1971 | de, en, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Игорь Волк | 12.04.1937 | 03.01.2017 | de, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Никола́й Рукави́шников | 18.09.1932 | 19.10.2002 | de, en, fr, pl, ru, ua | |
не указан | Владимир Высоцкий | 25.01.1938 | 25.07.1980 | de, ee, fr, lt, lv, pl, ru | |
не указан, не указан | Константин Феоктистов | 07.02.1926 | 21.11.2009 | lv, ru |
Новости/публикации
Уважаемые клиенты и партнёры!
От имени Авиамоторного научно-технического комплекса «Союз» мы хотим поздравить вас с наступающим Новым 2024 годом! Хотим пожелать вам успехов, процветания и стабильности в вашей деятельности. Мы ценим наше сотрудничество и надеемся на его дальнейшее развитие и укрепление. Мы гордимся тем, что наши газотурбинные двигатели отвечают самым высоким требованиям качества, надёжности и эффективности, и мы постоянно работаем над их совершенствованием и инновациями. Мы уверены, что вместе мы сможем достичь новых высот и реализовать самые амбициозные проекты.
Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия в Новом году!
ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз” активно работает над созданием современного конструкторского бюро на своей территории, сохраняя традиции конструирования и обеспечивая развитие двигателестроительной отрасли.
Уход России с «Байконура»
К 2009 году российские военные покинули комплекс «Байконур», космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). В 2010 году на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения, которая была расформирована в конце декабря 2011 года.
Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020-40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.
Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.
В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.
10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана («Казкосмос») Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породит большие кадровые проблемы; для России «уход» с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный».
В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана постановлением правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен первый заместитель председателя правительства РФ Шувалов И. И.
15 октября 2015 года в Астане, Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения их отделяющихся частей.
Руководство
C 1999 по 2013 годы генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» являлся Александр Сергеевич Фадеев. 4 декабря 2013 года подал заявление об увольнении по собственному желанию. Исполняющим обязанности генерального директора назначен Сергей Владимирович Лазарев, заместителями генерального директора — В. И. Ганжа и Г. А. Савосина.
С августа по ноябрь 2014 года и с февраля по май 2015 года обязанности генерального директора исполнял Смирнов Сергей Павлович, являющийся первым заместителем генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» с ноября 2012 года.
В ноябре 2014 года исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» назначен Сироткин Александр Валентинович, ранее работавший в должности заместителя Генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» по производственно-технологической политике. В феврале 2015 года он уволен с этой должности.
В декабре 2016 года генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» назначена Ранохон Фрунзевна Джураева.
В июне 2018 года генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» назначен Андрей Васильевич Охлопков.
Основные направления деятельности
- эксплуатация объектов космодрома «Байконур» (включая технические и стартовые комплексы);
- экологический мониторинг космодрома «Байконур»;
- метеорологическое и астрономо-геодезическое обеспечение служб космодрома «Байконур»;
-
авиационное обеспечение функционирования космодрома «Байконур»;
Здание по адресу проспект Вернадского, 101к2
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на совершенствование и развитие наземной космической инфраструктуры Российской Федерации, проведение единой технической политики в области создания, модернизации и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, совершенствование и поддержание на современном техническом уровне российских ракет-носителей, разгонных блоков, двигательных установок и систем управления средств выведения;
- планирование и обеспечение запусков космических аппаратов в интересах обороны и безопасности государства, выполнения Федеральной космической программы, других целевых космических программ и программ международного сотрудничества России;
- осуществление поставок космических средств, оборудования и материалов для обеспечения жизнедеятельности космодромов России;
- развитие средств связи и информатизации в интересах Федерального космического агентства, обеспечение объектов наземной космической инфраструктуры космодромов всеми видами связи и телекоммуникаций;
- создание, отработка, производство, испытания, авторский и гарантийный надзор гироскопических приборов и их элементов, а также систем, построенных на их основе для ракетно-космической, авиационной, судостроительной и других видов техники;
- создание приборов и систем в области машиностроения для топливно-энергетического комплекса, банковской техники, транспорта, агропромышленного комплекса, легкой, нефтегазовой промышленности, медицинской техники, товаров народного потребления и других отраслей народного хозяйства;
- поставка, хранение и подготовка компонентов ракетного топлива;
- обеспечение электромагнитной совместимости средств связи и вычислительных средств;
- выбор и обоснование трасс запуска космических аппаратов, районов падения отделяющихся частей ракет-носителей;
- взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, стран — участниц СНГ, субъектов Российской Федерации, Министерством обороны России, зарубежными партнерами при планировании и реализации космических программ.
В структуре предприятия функционируют филиалы:
- Космический центр «Южный» — на космодроме «Байконур» (до июля 2009 года филиал носил наименование «ЦЭНКИКОМ»);
- «ЦЭНКИ-Север» — на космодроме «Плесецк»;
- «НИИ прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова» — г. Москва;
- «ЦЭНКИ-Арсенал» — пос. Знаменка Тамбовской обл.
- Научно-исследовательский институт стартовых комплексов имени В.П.Бармина (филиал ФГУП «ЦЭНКИ») основан в 2010 году путём объединения двух предприятий – ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П. Бармина» (КБОМ, создано в 1941 году) и ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ, создано в 1948 году). НИИ СК является ведущим предприятием России в области создания оборудования для подготовки и проведения пусков ракет различного назначения, стартовых и технических комплексов, объектов наземной космической инфраструктуры, оборудования для производства материалов в условиях космоса.
По мнению ряда источников, в ближайшие годы космодром «Плесецк» будет передан от Министерства обороны России в ведение Роскосмоса, и эксплуатация его объектов будет также возложена на ЦЭНКИ.
В июле — августе 2012 года в СМИ появилась информация о возможной реформе Роскосмоса в 2012 году, в ходе которой в состав ФГУП «ЦЭНКИ» вольются ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», ФКП «Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности», ФГУП «Центр им. Келдыша», ФГУП «Организация „Агат“», ФГУП «Научно-производственное объединение „Техномаш“» и ФГБУ «Центр подготовки космонавтов им. Гагарина».
В сентябре 2012 года ФГУП «ЦЭНКИ» выбрано в качестве генерального подрядчика на создание стартового комплекса для ракет «Союз-2» (максимальная стоимость лота 9 млрд руб.) и заправочного комплекса с кислородно-азотным заводом (4,1 млрд руб.) на космодроме «Восточный». Стартовый и заправочный комплексы должны быть построены, испытаны и сданы в эксплуатацию к 25 ноября 2015 года.
Природа
Территория космодрома представляет собой всхолмленную равнину, пересечённую в южной части с востока на запад рекой Сырдарья. Абсолютные отметки колеблются от 80 до 150 м. Относительная высота холмов 10-20 м. Склоны холмов пологие, местами изрезаны промоинами; вершины холмов куполообразные. Для всей территории характерно наличие бессточных котловин, занятых солончаками или такырами; во время снеготаяния и дождей солончаки и такыры размокают. На территории встречаются небольшие массивы закреплённых бугристых песков; песчаные бугры имеют высоту 2-10 м.
Река Сырдарья имеет ширину 120—200 м, глубину от 1.5 до 5 м, скорость течения 0.8 м/с. Грунт дна песчаный; русло реки извилистое с множеством островов. Вода в реке и её протоках пресная, мутная, пригодная для питья только после отстаивания и тщательной очистки. Самый высокий уровень в реке с апреля по август. В этот период заполняются водой все имеющиеся в пойме водотоки и водоёмы. Регулярного судоходства по Сырдарье нет, допускается плавание мелких судов с осадкой до 1.2 м. 3амерзает река в декабре, вскрывается в конце марта. Толщина льда в среднем 0.5 м, в суровые зимы достигает 0.9 м.
Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Почвы: бурые пустынно-степные, по берегам реки местами серо-бурые аллювиальные. В пойме реки и на островах распространены заросли колючих кустарников и деревьев высоты 3—7 м (тугаи), имеются участки луговой растительности, местами растёт камыш высоты до 4 м. Пустынная растительность представлена кустарниками (тамариск, джузгун) высоты до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, полынь) высоты до 0,5 м и травами (верблюжья колючка — жантак). Травяной покров в пустыне разреженный, зелёным бывает только весной, к началу июня трава выгорает. На территории космодрома произрастает тюльпан Борщова, цветущий в апреле; это растение стало одним из символов космодрома, упоминается во многих статьях, книгах и фильмах о Байконуре. О тюльпанах Байконура харьковским поэтом Иваном Мирошниковым написано стихотворение, посвящённое второму космонавту Герману Титову.
Город и ряд жилых и промышленных площадок космодрома хорошо озеленены — хотя травяной покров в основном незначителен, имеется большое количество деревьев (карагач, тополь, ясень, джида, тамариск) высоты 3-10 м.
Состояние экологии
Экологическая обстановка местности Байконур также повлияла на использование космодрома. На «Байконуре» активно запускали ракеты «Протон» и «Союз» с иностранными спутниками с 1996 по 2017 год. Благодаря ним Россия заработала около 7-8 млрд долларов за 21 год. Тем не менее из-за подобной деятельности ухудшилось состояние окружающей среды, ведь основной заработок приносили ракеты, которые заправляли токсичным топливом. «Казкосмос» даже периодически объявлял временные запреты на пуски российских ракет.
Функционирование и развитие космических технологий приводит к экологическим проблемам в местности космодрома. Из-за протечки высокотоксичного ракетного топлива почва становится зараженной. В перспективе территория «Байконура» долгое время не сможет использоваться в интересах народного хозяйства.
После отравления земли гептилом — компонентом ракетного топлива, который используется в ракете-носителе «Протон» — следы заражения в почве сохраняются в течение 80–100 лет. В 2013 году, после падения ракеты «Протон», запущенной с «Байконура», в Казахстане сформировалось антигептильное протестное движение.
Причиной ухудшающейся экологической обстановки Байконура стало несоблюдение условий контроля ракетно-космической деятельности, отмечает казахстанский профессор и ученый Булат Кенесов
Последние 50 лет практически полностью отсутствовал всякий контроль на территории космодрома и в районах падения. Если он осуществлялся, все это было в закрытых лабораториях — и каких-то доступных данных населению, ученым практически не было. Фактически это привело к тому, что более 50 лет осуществлялся бесконтрольный выброс токсичных соединений на территорию Казахстана, — заявлял Кенесов в интервью изданию «Курсив».
Также на экологию негативно влияют и происходящие аварии. За последние годы произошло сразу несколько катастроф:
-
- Пятого сентября 2007 года ракета «Протон-М» упала на 135 секунде после старта в 40 км от Жезказгана. В воздух при этом проникло высокотоксичное вещество гептил;
- Пятого декабря 2010 года ракета с тремя спутниками «Глонасс-М» вместо выхода на орбиту отклонилась от маршрута и упала в Тихий океан;
- Второго июля 2013 года на 32 секунде полета ракета «Протон-М» упала на территории «Байконура». Авария произошла в 2,5 километрах от стартового комплекса. В космическом аппарате хранилось около 600 тонн гептильного топлива, часть которого сгорела при взрыве.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами. Фото: РИА Новости/Юрий Алисеенко