Ао «цэнки»

Деятельность космодрома сегодня

После распада СССР «Байконур» стал собственностью Казахстана. В те годы у страны не хватало ресурсов — и космодрому не уделяли достаточного внимания. Сократилось количество космических запусков, часть работников промышленности уехали в Россию. Тяжелые времена переживал как космодром, так и город Байконур: в жилых зданиях отсутствовало отопление, водоснабжение работало с перебоями, а пищу готовили во дворах многоэтажек. 

В 1994 году космодром передали России в аренду на 20 лет — для улучшения состояния космической отрасли и жизни «Байконура» в целом. Сумма аренды составила 115 миллионов долларов в год — около 52 миллиардов тенге. В 2004 году срок аренды продлили до 2050 года.

Казахстан и Россия начали совместно эксплуатировать и модернизировать «Байконур» после подписания соглашения о развитии сотрудничества. Это привело к некоторым достижениям в освоении космоса:

    • Начал развиваться космический туризм: с 2001 по 2009 год 7 туристов отправились с «Байконура» на МКС. Полеты в космос организовывали «Роскосмос» и американская компания «Space Adventures»;
    • С 2001 по 2020 год с космодрома было запущено 345 космических аппаратов;
    • В 2004 году появился совместный российско-казахстанский проект по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек». Он должен был улучшить состояние экологии вокруг «Байконура» за счет использования «экологически чистых ракет». Испытания ракеты-носителя «Союз-5» в рамках этого проекта были запланированы на конец 2023 года.

Российские полицейские охраняют космический корабль «Союз ТМА-22», во время транспортировки из ангара на место запуска, Байконур, 11 ноября 2011.Фото: AP Photo/Mikhail Metzel.

В массовой культуре

«… Доводится до сведения жителей Москвы и губернии, что за незаконные сборища и смутьянские разговоры о каких-то полётах православных на Луну мещанин замоскворецкой части Никита Петров выслан из Москвы под надзор полиции в киргиз-кайсацкое поселение Байконур».

Существует не подтверждённая официальными документами версия, что освоение целины в Казахстане (1954—1960 годы) являлось «операцией прикрытия» для маскировки от западных спецслужб факта перевозки большого количества грузов и людей из европейской части СССР в район строительства нового ракетного полигона (нынешнего космодрома Байконур).

Примечания

  1. ↑ НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова: Основные направления деятельности Архивная копия от 10 июля 2015 на Wayback Machine // ЦЭНКИ
  2. 12 Александр Мезенцев. Высокоточные гироскопы для космоса и авиации создают в НИИ прикладной механики имени академика В. Кузнецова. Вестник авиации и космонавтики, 2004, № 03, стр. 34
  3. 12345 15 Сентября 1955 г. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // МОФ «Авиационно-космический фонд»
  4. ↑ Кузнецов Виктор Иванович Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // ГСКБ «Алмаз-Антей»
  5. ↑ История реорганизаций Архивировано 8 июля 2015 года. // ЦЭНКИ

Эта страница в последний раз была отредактирована 25 февраля 2023 в 23:15.

Отрывок, характеризующий НИИ прикладной механики имени В. И. Кузнецова

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара

Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали

Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.

КБ «Мотор» — вечный двигатель

60 лет назад, в апреле 1961 года, было создано одно из ведущих предприятий Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры — Конструкторское бюро «Мотор» (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Примечательно, что ровно через пять дней в космос полетел первый человек планеты — Юрий Алексеевич Гагарин.

История Конструкторского бюро «Мотор» — это история нашего космоса. Специалисты предприятия строили первый в мире космодром — Байконур, проектировали и создавали оборудование и стенды для всех ракет и космических аппаратов, участвовали в легендарном запуске универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия — Буран».

Основная специализация — проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию стендового и подъемно-транспортного наземного оборудования ракетно-космических комплексов, создание систем пневмогидравлической и пластической амортизации, систем обеспечения температурно-влажностных режимов, заправки компонентами топлива, энергоснабжения, мониторинга, обеспечение эксплуатации и технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры космодромов Байконур, Плесецк, обеспечение всех этапов создания и эксплуатации ракетно-космической техники. Многие образцы техники, созданные в стенах бюро, по своим техническим решениям являются уникальными и стали определяющими в развитии целого класса специальной техники.

Важным направлением деятельности филиала является создание семейства транспортных средств для доставки крупногабаритных грузов массой до 200 тонн, основой которых являются — автономная система дополнительной энергетики, электротрансмиссия прицепных звеньев агрегатов на базе вентильно-индукторных электродвигателей, системы автоматического и дистанционного управления поворотом прицепных звеньев автопоездов. С этой целью проводится большой объем научно-исследовательских работ.

На сегодняшний день филиал ЦЭНКИ — Конструкторское бюро «Мотор» современное, стабильно работающее подразделение с весомым творческим, научным и конструкторским потенциалом, обладающее собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, что обеспечивает выпуск высокотехнологичного, наукоёмкого оборудования в интересах ракетно-космической отрасли.

Сегодня «Мотор» создает новый космодром — Восточный. «Без Мотора ракеты не летают» — эта фраза уже 60 лет девиз конструкторского бюро.

https://youtube.com/watch?v=Q1uBeodGC7A

Климат

Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветреная (снежный покров невысокий).

Зима (середина ноября — середина марта) с переменной облачностью и частыми туманами. Средняя температура воздуха днём −5…−10 °C, ночью до −20…−25 °C (абсолютный минимум −40 °C). Устойчивые морозы начинаются в декабре. В любой месяц зимы возможны оттепели. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта; толщина его обычно не превышает 10 см (в снежные зимы до 26 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м.

Весна (середина марта — апрель) тёплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днём −1…+10 °C, ночью до −10 °C; в конце сезона днём до +25 °C, ночью от −1 °C до +8 °C. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом. В начале —середине апреля, как правило, в течение нескольких дней подряд наблюдаются сильные ветры и пыльные бури (так называемый «бескунак»). В конце апреля и мае в отдельные годы наблюдаются наиболее сильные ветры (с порывами 25 м/с и более), что порой приводит к повреждению ненадежно установленной кровли и обшивки зданий.

Лето (май — середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днём +30…+40 °C (абсолютный максимум +45,5 °C), ночью температура опускается до +15…+18 °C. Летом часто бывают суховеи, а иногда и пыльные бури, которые поднимают в воздух песок и пыль (в основном при ветрах восточного направления).

Осень (середина сентября — середина ноября) — в первой половине сухая и теплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днём +5…+25 °C, ночью −5…+5 °С. Осадки выпадают в виде моросящих дождей; во второй половине ноября выпадает мокрый снег.

Ветры весной и летом преимущественно западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3—7 м/с. В течение всего года (особенно в зимний и весенний период) часто наблюдаются сильные ветры со скоростью 15 м/с и более (45 дней за год).

Среднее число дней с явлениями погоды за год: осадки 58 (январь 9, июнь 2), туман 27, метель 6, гроза 7. Число ясных дней по общей облачности — 119, пасмурных по нижней облачности — 17. Число дней с пыльной бурей составляет 12-15 в год (максимум в апреле — 5 дней).

связанные лица

Vārds Dzimis Miris Langs
не указан Георгий Гречко 25.05.1931 08.04.2017 pl, ru
не указан Борис Егоров 28.11.1937 12.12.1994 ru
не указан Андриян Николаев 05.09.1929 03.07.2004 de, en, fr, lv, pl, ru, ua
не указан Алексей Губарев 29.03.1931 21.02.2015 en, ru
не указан Валерий Кубасов 07.01.1935 19.02.2014 en, pl, ru
не указан Александр Серебров 15.02.1944 12.11.2013 en, pl, ru
не указан Борис Егоров 26.11.1937 12.09.1994 ru
не указан Анатолий Березовой 11.04.1942 20.09.2014 en, pl, ru
не указан Олег Макаров 06.01.1933 28.05.2003 ru
не указан Василий Минаков 07.02.1921 08.10.2016 ru
не указан Павел Попович 05.10.1930 30.09.2009 de, en, fr, lv, pl, ru
не указан, не указан Георгий Береговой 15.04.1921 30.06.1995 de, en, fr, pl, ru, ua
не указан Бори́с Моруков 15.10.1950 01.01.2015 de, en, fr, pl, ru
не указан Виктор Пацаев 19.06.1933 29.06.1971 de, en, fr, pl, ru, ua
не указан Георгий Добровольский 01.06.1928 29.06.1971 de, en, fr, pl, ru, ua
не указан Владислав Волков 23.11.1935 29.06.1971 de, en, fr, pl, ru, ua
не указан Игорь Волк 12.04.1937 03.01.2017 de, fr, pl, ru, ua
не указан Никола́й Рукави́шников 18.09.1932 19.10.2002 de, en, fr, pl, ru, ua
не указан Владимир Высоцкий 25.01.1938 25.07.1980 de, ee, fr, lt, lv, pl, ru
не указан, не указан Константин Феоктистов 07.02.1926 21.11.2009 lv, ru

Новости/публикации

Уважаемые клиенты и партнёры!

От имени Авиамоторного научно-технического комплекса «Союз» мы хотим поздравить вас с наступающим Новым 2024 годом! Хотим пожелать вам успехов, процветания и стабильности в вашей деятельности. Мы ценим наше сотрудничество и надеемся на его дальнейшее развитие и укрепление. Мы гордимся тем, что наши газотурбинные двигатели отвечают самым высоким требованиям качества, надёжности и эффективности, и мы постоянно работаем над их совершенствованием и инновациями. Мы уверены, что вместе мы сможем достичь новых высот и реализовать самые амбициозные проекты.

Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия в Новом году!

ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз” активно работает над созданием современного конструкторского бюро на своей территории, сохраняя традиции конструирования и обеспечивая развитие двигателестроительной отрасли.

Уход России с «Байконура»

К 2009 году российские военные покинули комплекс «Байконур», космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). В 2010 году на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения, которая была расформирована в конце декабря 2011 года.

Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020-40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.

Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.

В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.

10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана («Казкосмос») Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породит большие кадровые проблемы; для России «уход» с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный».

В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана постановлением правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен первый заместитель председателя правительства РФ Шувалов И. И.

15 октября 2015 года в Астане, Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения их отделяющихся частей.

Руководство

C 1999 по 2013 годы генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» являлся Александр Сергеевич Фадеев. 4 декабря 2013 года подал заявление об увольнении по собственному желанию. Исполняющим обязанности генерального директора назначен Сергей Владимирович Лазарев, заместителями генерального директора — В. И. Ганжа и Г. А. Савосина.

С августа по ноябрь 2014 года и с февраля по май 2015 года обязанности генерального директора исполнял Смирнов Сергей Павлович, являющийся первым заместителем генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» с ноября 2012 года.

В ноябре 2014 года исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» назначен Сироткин Александр Валентинович, ранее работавший в должности заместителя Генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» по производственно-технологической политике. В феврале 2015 года он уволен с этой должности.

В декабре 2016 года генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» назначена Ранохон Фрунзевна Джураева.

В июне 2018 года генеральным директором ФГУП «ЦЭНКИ» назначен Андрей Васильевич Охлопков.

Основные направления деятельности

  • эксплуатация объектов космодрома «Байконур» (включая технические и стартовые комплексы);
  • экологический мониторинг космодрома «Байконур»;
  • метеорологическое и астрономо-геодезическое обеспечение служб космодрома «Байконур»;
  • авиационное обеспечение функционирования космодрома «Байконур»;

    Здание по адресу проспект Вернадского, 101к2

  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на совершенствование и развитие наземной космической инфраструктуры Российской Федерации, проведение единой технической политики в области создания, модернизации и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, совершенствование и поддержание на современном техническом уровне российских ракет-носителей, разгонных блоков, двигательных установок и систем управления средств выведения;
  • планирование и обеспечение запусков космических аппаратов в интересах обороны и безопасности государства, выполнения Федеральной космической программы, других целевых космических программ и программ международного сотрудничества России;
  • осуществление поставок космических средств, оборудования и материалов для обеспечения жизнедеятельности космодромов России;
  • развитие средств связи и информатизации в интересах Федерального космического агентства, обеспечение объектов наземной космической инфраструктуры космодромов всеми видами связи и телекоммуникаций;
  • создание, отработка, производство, испытания, авторский и гарантийный надзор гироскопических приборов и их элементов, а также систем, построенных на их основе для ракетно-космической, авиационной, судостроительной и других видов техники;
  • создание приборов и систем в области машиностроения для топливно-энергетического комплекса, банковской техники, транспорта, агропромышленного комплекса, легкой, нефтегазовой промышленности, медицинской техники, товаров народного потребления и других отраслей народного хозяйства;
  • поставка, хранение и подготовка компонентов ракетного топлива;
  • обеспечение электромагнитной совместимости средств связи и вычислительных средств;
  • выбор и обоснование трасс запуска космических аппаратов, районов падения отделяющихся частей ракет-носителей;
  • взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, стран — участниц СНГ, субъектов Российской Федерации, Министерством обороны России, зарубежными партнерами при планировании и реализации космических программ.

В структуре предприятия функционируют филиалы:

  • Космический центр «Южный» — на космодроме «Байконур» (до июля 2009 года филиал носил наименование «ЦЭНКИКОМ»);
  • «ЦЭНКИ-Север» — на космодроме «Плесецк»;
  • «НИИ прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова» — г. Москва;
  • «ЦЭНКИ-Арсенал» — пос. Знаменка Тамбовской обл.
  • Научно-исследовательский институт стартовых комплексов имени В.П.Бармина (филиал ФГУП «ЦЭНКИ») основан в 2010 году путём объединения двух предприятий – ФГУП «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П. Бармина» (КБОМ, создано в 1941 году) и ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ, создано в 1948 году). НИИ СК является ведущим предприятием России в области создания оборудования для подготовки и проведения пусков ракет различного назначения, стартовых и технических комплексов, объектов наземной космической инфраструктуры, оборудования для производства материалов в условиях космоса.

По мнению ряда источников, в ближайшие годы космодром «Плесецк» будет передан от Министерства обороны России в ведение Роскосмоса, и эксплуатация его объектов будет также возложена на ЦЭНКИ.

В июле — августе 2012 года в СМИ появилась информация о возможной реформе Роскосмоса в 2012 году, в ходе которой в состав ФГУП «ЦЭНКИ» вольются ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», ФКП «Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности», ФГУП «Центр им. Келдыша», ФГУП «Организация „Агат“», ФГУП «Научно-производственное объединение „Техномаш“» и ФГБУ «Центр подготовки космонавтов им. Гагарина».

В сентябре 2012 года ФГУП «ЦЭНКИ» выбрано в качестве генерального подрядчика на создание стартового комплекса для ракет «Союз-2» (максимальная стоимость лота 9 млрд руб.) и заправочного комплекса с кислородно-азотным заводом (4,1 млрд руб.) на космодроме «Восточный». Стартовый и заправочный комплексы должны быть построены, испытаны и сданы в эксплуатацию к 25 ноября 2015 года.

Природа

Территория космодрома представляет собой всхолмленную равнину, пересечённую в южной части с востока на запад рекой Сырдарья. Абсолютные отметки колеблются от 80 до 150 м. Относительная высота холмов 10-20 м. Склоны холмов пологие, местами изрезаны промоинами; вершины холмов куполообразные. Для всей территории характерно наличие бессточных котловин, занятых солончаками или такырами; во время снеготаяния и дождей солончаки и такыры размокают. На территории встречаются небольшие массивы закреплённых бугристых песков; песчаные бугры имеют высоту 2-10 м.

Река Сырдарья имеет ширину 120—200 м, глубину от 1.5 до 5 м, скорость течения 0.8 м/с. Грунт дна песчаный; русло реки извилистое с множеством островов. Вода в реке и её протоках пресная, мутная, пригодная для питья только после отстаивания и тщательной очистки. Самый высокий уровень в реке с апреля по август. В этот период заполняются водой все имеющиеся в пойме водотоки и водоёмы. Регулярного судоходства по Сырдарье нет, допускается плавание мелких судов с осадкой до 1.2 м. 3амерзает река в декабре, вскрывается в конце марта. Толщина льда в среднем 0.5 м, в суровые зимы достигает 0.9 м.

Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Почвы: бурые пустынно-степные, по берегам реки местами серо-бурые аллювиальные. В пойме реки и на островах распространены заросли колючих кустарников и деревьев высоты 3—7 м (тугаи), имеются участки луговой растительности, местами растёт камыш высоты до 4 м. Пустынная растительность представлена кустарниками (тамариск, джузгун) высоты до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, полынь) высоты до 0,5 м и травами (верблюжья колючка — жантак). Травяной покров в пустыне разреженный, зелёным бывает только весной, к началу июня трава выгорает. На территории космодрома произрастает тюльпан Борщова, цветущий в апреле; это растение стало одним из символов космодрома, упоминается во многих статьях, книгах и фильмах о Байконуре. О тюльпанах Байконура харьковским поэтом Иваном Мирошниковым написано стихотворение, посвящённое второму космонавту Герману Титову.

Город и ряд жилых и промышленных площадок космодрома хорошо озеленены — хотя травяной покров в основном незначителен, имеется большое количество деревьев (карагач, тополь, ясень, джида, тамариск) высоты 3-10 м.

Состояние экологии

Экологическая обстановка местности Байконур также повлияла на использование космодрома. На «Байконуре» активно запускали ракеты «Протон» и «Союз» с иностранными спутниками с 1996 по 2017 год. Благодаря ним Россия заработала около 7-8 млрд долларов за 21 год. Тем не менее из-за подобной деятельности ухудшилось состояние окружающей среды, ведь основной заработок приносили ракеты, которые заправляли токсичным топливом. «Казкосмос» даже периодически объявлял временные запреты на пуски российских ракет.

Функционирование и развитие космических технологий приводит к экологическим проблемам в местности космодрома. Из-за протечки высокотоксичного ракетного топлива почва становится зараженной. В перспективе территория «Байконура» долгое время не сможет использоваться в интересах народного хозяйства. 

После отравления земли гептилом — компонентом ракетного топлива, который используется в ракете-носителе «Протон» — следы заражения в почве сохраняются в течение 80–100 лет. В 2013 году, после падения ракеты «Протон», запущенной с «Байконура», в Казахстане сформировалось антигептильное протестное движение.

Причиной ухудшающейся экологической обстановки Байконура стало несоблюдение условий контроля ракетно-космической деятельности, отмечает казахстанский профессор и ученый Булат Кенесов

Последние 50 лет практически полностью отсутствовал всякий контроль на территории космодрома и в районах падения. Если он осуществлялся, все это было в закрытых лабораториях — и каких-то доступных данных населению, ученым практически не было. Фактически это привело к тому, что более 50 лет осуществлялся бесконтрольный выброс токсичных соединений на территорию Казахстана, — заявлял Кенесов в интервью изданию «Курсив». 

Также на экологию негативно влияют и происходящие аварии. За последние годы произошло сразу несколько катастроф: 

    1. Пятого сентября 2007 года ракета «Протон-М» упала на 135 секунде после старта в 40 км от Жезказгана. В воздух при этом проникло высокотоксичное вещество гептил; 
    2. Пятого декабря 2010 года ракета с тремя спутниками «Глонасс-М» вместо выхода на орбиту отклонилась от маршрута и упала в Тихий океан; 
    3. Второго июля 2013 года на 32 секунде полета ракета «Протон-М» упала на территории «Байконура». Авария произошла в 2,5 километрах от стартового комплекса. В космическом аппарате хранилось около 600 тонн гептильного топлива, часть которого сгорела при взрыве.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами. Фото: РИА Новости/Юрий Алисеенко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: