Последовательность действий при настройке зазора
- Разогрейте двигатель: Прежде чем начать работу, двигатель должен быть разогрет до рабочей температуры, чтобы металл расширился и обеспечил более точные измерения.
- Определите порядок: Проверьте схему порядка зажигания, так как правильный порядок должен быть установлен для выполнения настройки.
- Найдите идентификационные метки: Найдите идентификационные метки на двигателе, которые указывают на места, где нужно настроить зазор. Они могут быть выгравированы, окрашены или иметь другую форму разметки.
- Удалите защитные крышки: Снимите защитные крышки с клапанного механизма, чтобы получить доступ к клапанам и коромыслам.
- Проверьте зазор: С помощью щупа проверьте зазор между клапанами и коромыслами для каждого цилиндра. Измерьте зазор и сравните с рекомендациями производителя.
- При необходимости отрегулируйте: Если зазор не соответствует рекомендациям, необходимо произвести регулировку. Ослабьте гайку крепления и с помощью отвертки или специального ключа увеличьте или уменьшите зазор. Затяните гайку крепления, не забыв ослабить затяжку накидной гайки (если применимо).
- Повторите для каждого цилиндра: Повторите проверку и регулировку зазора для каждого цилиндра в соответствии с указаниями производителя.
- Установите обратно защитные крышки: После завершения настройки зазора установите обратно защитные крышки клапанного механизма.
Следуя этой последовательности действий, вы сможете настроить зазор между клапанами и коромыслами и гарантировать правильную работу двигателя вашего автомобиля.
Износ краев ремня
Если ремень визуально сильно изношенный с одного из краев, то, возможно, есть повреждения на фланце или несносность. В таком случае его нужно однозначно менять.
Долгое время считалось, что цепь значительно надежней ременного привода. И это действительно так, но и цепь далеко не бессмертна. Случаются и неисправности цепи ГРМ. Если рвется ремень, то существует пусть небольшой, но шанс спасти мотор. В случае с обрывом цепи ситуация может быть значительно хуже. Цепь массивнее ремня, и если оборвется, то буквально перемалывает двигатель. Происходит сильное повреждение клапанов и поршней. В целом, неисправность цепи одна – она рвется.
Среди причин можно выделить качество масла. Ресурс цепи составляет 250 тысяч километров, но так долго они редко ходят. Широко известны случаи, когда цепь в двигателе обрывало при пробеге 100, а также 60 тысяч километров. Но это чаще заводской дефект в конкретных автомобилях. Нередко неполадки связаны не только с маслом, но и с ошибками инженеров.
Инструменты и материалы, необходимые для настройки
Для правильной настройки зазора между клапанами и коромыслами необходимо использовать следующие инструменты:
- Рабочий размерной лист — представляет собой тонкую металлическую полоску с миллиметровой шкалой. Этот инструмент позволяет определить точный зазор между клапаном и его коромыслом.
- Штангенциркуль — прибор, используемый для измерения длины и диаметра предметов с высокой точностью. Это поможет получить более точные значения зазора.
- Коромысла — элементы системы ГРМ, которые входят в состав клапанного механизма. Для настройки зазора необходимо иметь подходящие коромысла, чтобы можно было регулировать их положение по отношению к клапанам.
- Торцовый ключ — инструмент для крепления и откручивания гайок и болтов. Необходим для закрепления коромысел в нужном положении после настройки зазора.
- Таблицы с рекомендованными зазорами — критический компонент для настройки зазоров, так как они указывают допустимые пределы для различных типов двигателей. Необходимо иметь доступ к таким таблицам для определения правильного зазора.
Обязательно следует убедиться, что все используемые инструменты и материалы находятся в хорошем состоянии и соответствуют требованиям производителя двигателя. Это поможет гарантировать точную и корректную настройку зазора между клапанами и коромыслами.
Как обеспечивается нужный зазор
Нужный зазор можно получить только посредством грамотно проведённых регулировочных работ. При осуществлении данного процесса проводится настройка основного газораспределительного механизма, особенно зазора, находящегося между кулачками распредвала и рычага клапана.
Существует специальная инструкция относительно того, как проводить регулировку. Здесь недостаточно обеспечения более плотного прижатия клапанов, так как при повышении температуры, все детали становятся больше в размере. Подобное расширение автоматически приводит к разным негативным последствиям.
Впускные и выпускные клапаны должны плотно закрывать гнездо, но при этом с небольшим зазором. Он необходим для того, чтобы стержень клапана не упирался жёстко в верхнюю часть устройства.
В процессе самостоятельного регулирования зазоров нужно стремиться к строго установленным величинам. Они не должны быть больше 0,15 мм. Максимальный уровень допустимой погрешности составляет 0,05 мм. Данные параметры нужно проверять исключительно при холодном моторе.
Обеспечив в процессе регулировки правильные зазоры, водитель получит устойчивую работу двигателя, значительную экономию топлива, а также повышение моторесурса.
Регулировка зазоров клапанов
Для того чтобы обеспечить правильную работу и длительный срок службы двигателя ЗИЛ 131, необходимо периодически проводить регулировку зазоров клапанов. Это позволяет установить оптимальные значения зазоров между клапанами и толкателями, что способствует эффективной работе двигателя и предотвращает повреждение его деталей.
Для начала регулировки необходимо:
- Очистить поверхность головки блока цилиндров от грязи и масла, чтобы исключить появление составных материалов между головкой и клапанами.
- Вывести двигатель в положение межколенвала — 6 гр., цилиндр № 1 в ходу сжатия.
- Открыть крышку распределительного механизма, снять шкив и ремень переднего привода механизма газораспределения, снять рабочий ролик и торцевыми левки вывести распределительный вал в верхнее положение.
- Регулировать зазоры между клапанами и толкателями с помощью щупа, проверяя показания на щупе и внося корректировки с помощью гаек на толкателях.
- После регулировки зажать толкатели регулировочным винтом и отвести распределительный вал на 120 гр., затем убедиться, что толкатели по-прежнему зажаты.
- Проверить правильность регулировки зазоров с помощью щупа. После проверки установить все снятые детали на свои места.
Регулировку зазоров клапанов необходимо проводить в соответствии с регламентом технического обслуживания и руководством по эксплуатации автомобиля ЗИЛ 131. Неправильно заданные зазоры могут привести к неполадкам и поломкам двигателя, поэтому рекомендуется проводить данную процедуру только у квалифицированного специалиста.
Как часто следует проводить настройку клапанов ЗИЛ 131?
Настройка клапанов ЗИЛ 131 является неотъемлемой частью регулярного технического обслуживания этого автомобиля. Правильная настройка клапанов важна для обеспечения надлежащей работы двигателя и оптимальной производительности автомобиля в целом.
Частота проведения настройки клапанов ЗИЛ 131 может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и состояния двигателя. В общем случае рекомендуется проводить настройку каждые 20 000 километров пробега или раз в год, в зависимости от того, что будет достигнуто раньше. Однако, при интенсивном использовании автомобиля в условиях высокой нагрузки или при заметных изменениях работы двигателя, настройку клапанов следует проводить чаще.
Процесс настройки клапанов ЗИЛ 131 требует определенных навыков и знаний, поэтому рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам. Однако, при наличии соответствующих инструментов и опыта можно выполнить данную процедуру самостоятельно.
Приятным бонусом при настройке клапанов ЗИЛ 131 будет улучшение топливной экономичности и снижение выхлопных выбросов, что положительно скажется как на работе машины, так и на окружающей среде.
Подготовка к регулировке
Для того чтобы произвести регулировку клапанов на ЗИЛ 131, необходимо выполнить определенные предварительные шаги.
1. Ослабьте гайку фиксации клапанной крышки. Для этого используйте ключ, подходящий по размеру, и аккуратно поворачивайте в нужном направлении.
2. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Это можно сделать, поворачивая коленчатый вал с помощью специального инструмента или ручки для шкива.
3. Проверьте фазы газораспределения. Убедитесь, что мыльные пузырьки появляются на клапанах 1-го цилиндра, а клапаны 6-го цилиндра остаются закрытыми.
Примечание: Для процесса регулировки необходимы специальные инструменты и знание технологии, поэтому рекомендуется обратиться к специалисту или консультанту для более точных инструкций.
Мой метод регулировки клапанов
Мой метод по проще чем в книге. Точно также перед началом регулировки проверяем затяжку болтов головок цилиндров, проверяем момент затяжки гаек шпилек стоек коромысел, после этого тогда и проводим регулировку клапанов.
Далее откручиваем все патрубки высокого давления на ТНВД. Монтажкой прокручиваем за маховик и смотрим в каком цилиндре вступила солярка. Это значит там и есть ВМТ данного цилиндра. Берем щуп отвертку ключ на 14 и начинаем регулировку клапанов.
Я выставляю на впускной клапан 0,25 мм, а на впускной 0,30 мм зазор. Потом прокручиваем на 2 отверстия это 60 градусов и уже можно не смотреть на впрыск насоса там точно будет следующий цилиндр идущий по порядку 15426378.
Я два раза регулировал по книге по первому методу но качество регулировки получается хуже если по 2 цилиндра регулировать. С моим методом двигатель работает отлично даже не шелохнется как будто и не заводил.Всем советую попробовать отрегулировать клапана как написал я для сравнения увидите разницу.
Источник
Важность правильной настройки клапанов ЗИЛ 131 для долговечности двигателя
Правильная настройка клапанов ЗИЛ 131 имеет огромную важность для обеспечения долговечности двигателя. Клапаны являются одной из главных частей двигателя, контролирующих подачу и выпуск газов
Если клапаны неправильно настроены, то могут возникнуть серьезные проблемы, такие как потеря мощности, увеличенный расход топлива, повреждение колодок и неправильное сгорание топлива.
Для того чтобы настроить клапаны ЗИЛ 131, необходимо использовать специальные инструменты и следовать техническому регламенту производителя
Важно учитывать допустимый зазор между клапаном и толкателем, а также правильно установить моменты затяжки гаек и болтов
Настройка клапанов ЗИЛ 131 должна проводиться регулярно, согласно рекомендациям производителя. Это позволит предотвратить серьезные поломки, продлить срок службы двигателя и обеспечить его эффективную работу.
Инструменты и материалы для настройки клапанов ЗИЛ 131
Для настройки клапанов ЗИЛ 131 потребуются следующие инструменты:
- Гнездо или ключ — необходим для отворачивания гаек и регулировки клапанов.
- Отвертка — может пригодиться для отвинчивания крышки клапанов или просчета шума.
- Щуп — используется для измерения зазора между клапанами и механизмом управления.
Для настройки клапанов также требуются некоторые материалы, включающие:
- Прокладки — могут понадобиться для замены старых изношенных прокладок на новые.
- Смазка — используется для смазывания механизма управления клапанами для более плавной работы.
- Антифрикционная паста — применяется для уменьшения трения между деталями и увеличения срока службы механизма управления клапанами.
При подготовке к настройке клапанов на ЗИЛ 131 рекомендуется иметь все необходимые инструменты и материалы под рукой, чтобы не тратить время на поиск их в процессе работы.
Проверка крепления блочной головки
Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.
Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.
Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей
Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.
К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.
Это интересно: Регулировка клапанов ЗМЗ-402 — порядок настройки
Измерение и регулировка
Регулировка зазоров клапанов
Детальное описание этих процедур займёт объём размером с брошюру, так как попутно пришлось бы вдаваться в техническую терминологию и подробности устройства ГРМ различных конструкций.Основные и необходимые правила, касающиеся для всех без исключения ДВС:
- измерение и регулировку зазоров клапанов следует производить только на холодном двигателе;
- эти действия должны проводиться, только когда клапан закрыт, для чего нужно знать порядок работы цилиндров и расположение установочных меток на звёздочках (шестернях) распредвала (или распредвалов) и коленвала;
- метки на звёздочках и шестернях надо точно совмещать с метками на корпусе двигателя, поворачивая коленчатый вал по ходу вращения. За два оборота коленвала распредвал совершает один оборот.
Простейшим измерительным инструментом является щуп для регулировки клапанов. Для классических “Жигулей”, например, он продаётся отдельно (0,15 мм), но на некоторых моторах не все клапаны имеют одинаковую величину зазоров (например, на ЗМЗ-402) и необходим набор щупов. Используя микрометр, Вы добьётесь большей точности, но необходимо использовать его вместе с приспособлением для измерения зазоров.
Для тех же “Жигулей” оно представляет собой рейку, которая устанавливается на шпильки крепления “постели” распредвала. На ней указаны углы поворота, соответствующие закрытому положению того или иного клапана.
Кроме измерительных инструментов, иногда нужны приспособления для регулировки зазоров клапанов.
Например, на двигателях семейства ВАЗ 2108 это комплект из двух инструментов. Одним толкатель клапана (“стакан”) отжимается от кулачка распредвала, другим это положение толкателя фиксируется, что позволяет заменить регулировочную шайбу.
В любом случае, если Вы решили произвести регулировку самостоятельно, магазины автозапчастей не оставят Вас с голыми руками.
Подробнее о регулировке зазоров клапанов (на примере автомобилей ВАЗ) смотрите в видео на нашем сайте!
В любых ДВС для организации нормального газораспределения применяются клапанные механизмы. На привод коленвала забирается небольшая часть крутящего момента. В процессе нагрева металл имеет свойства расширяться. Следовательно, меняются размеры деталей мотора. Изменяются и размеры элементов ГРМ. Если в приводе ГРМ не предусмотрен тепловой то при нагревании двигателя до его оптимальных рабочих температур клапаны не будут плотно закрываться. Как следствие, они не будут обеспечивать требуемой герметичности.
По этой причине рабочие характеристики двигателя могут ухудшиться. Но это не все. Снижается ресурс клапанов — очень часто подгорают кромки тарелок. В процессе работы клапана поверхность его изнашивается, а тепловые зазоры увеличиваются. Это ведет к более шумной работе мотора. Чтобы этого не возникало, а двигатель всегда работал ровно и тихо, необходимо периодически регулировать тепловой зазор клапана. Для этого инженеры предусмотрели специальный механизм или же шайбы для регулировки.
Подготовка двигателя перед началом настройки клапанов ЗИЛ 131
Настройка клапанов ЗИЛ 131 является важной процедурой, которая позволяет обеспечить оптимальную работу двигателя и сохранить его ресурс. Однако перед началом настройки необходимо провести подготовительные работы, чтобы избежать ошибок и повреждений
Первым шагом подготовки является охлаждение двигателя. Убедитесь, что двигатель полностью остыл перед началом работы. Это позволит избежать возможных ожогов и повреждений при контакте с горячими деталями.
Далее следует убедиться в правильности выбранной точки определения межклапанного зазора. Используйте руководство по эксплуатации и сервисному обслуживанию ЗИЛ 131 для определения точного места, где необходимо проводить измерения.
Также необходимо убедиться в наличии всех необходимых инструментов и приспособлений для настройки клапанов. Вам понадобятся ключи, щупы для измерения зазоров, калибры и другие инструменты. Проверьте их наличие и исправность перед началом работы.
И последний этап подготовки — проверка общего состояния двигателя. Визуально оцените, нет ли видимых повреждений, трещин или утечек. Проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости, а также убедитесь, что все шланги и соединения в исправном состоянии.
Подготовка и инструменты
Перед началом работы по регулировке клапанов на ЗИЛ 131 необходимо подготовиться и иметь под рукой несколько инструментов:
1. Ключ для откручивания крышки головки блока цилиндров.
2. Измерительный калибр, чтобы проверять и регулировать зазоры.
3. Отвертка с прямым и загнутым наконечником для демонтажа и монтажа шайбы и гайки.
4. Ключ для затягивания гайки.
5. Инструкция по эксплуатации и ремонту ЗИЛ 131, чтобы определить правильные зазоры для вашей модели и года выпуска.
После подготовки инструментов и ознакомления с необходимыми зазорами, можно приступать к самой процедуре регулировки клапанов ЗИЛ 131.
Измерение тепловых зазоров
Убедиться в необходимости настройки можно и при помощи измерений. Проверку тепловых зазоров клапанов осуществляют всегда на холодном моторе. Для проведения операции будет нужен измерительный щуп и набор инструментов. Что войдет в данный набор, зависит от типа толкателя клапана.
Если зазоры регулируются посредством винта, то нужен накидной, рожковый ключ и молоток. Если настройка клапанов в двигателе осуществляется при помощи шайб, то следует приобрести набор шайб. Последние должны быть разных размеров. Также понадобится микрометр, съемник, инструмент для замены шайб и пинцет.
Для настройки зазора коленвал следует провернуть так, чтобы кулачок на распределительном вале для выбранного клапана смотрел в другую сторону по отношению к толкателю. По последнему наносят легкие удары молотком. Затем пальцами раскачивают клапан.
Далее при помощи щупа следует измерить зазор. Делать это нужно между толкателем и клапаном. Значения измерения сверяют с номинальными размерами. Их можно найти в инструкции к автомобилю. Если величина отличается, тогда ее следует отрегулировать.
Как изменить тепловые зазоры на моторе, где регулировка осуществляется при помощи шайб? Коленчатый вал следует провернуть так, чтобы кулачок на распредвале смотрел вверх по отношению к толкателю. Далее при помощи набора щупов производится измерение зазора. Значения сравниваются с номинальными и при необходимости корректируются.
Зачем необходимы зазоры клапанов
Отвечая на вопрос, зачем нужны зазоры двигателя, можно отметить, что для нормальной работы мотора, тепловой зазор имеет достаточно большое значение. За счёт него соблюдается время закрытия и открытия клапанов, а также обеспечивается сохранность оптимального уровня герметичности в закрытом состоянии.
Если зазоры выставлены в соответствии с правилами, после прогрева их параметры снижаются до минимальных показателей. За счет этого обеспечивается регулирование фаз распределения газа и длительный срок эксплуатации деталей.
В процессе эксплуатации авто зазор изменяется в большую или меньшую сторону. В зависимости от подобных отклонений проявляются те или иные неполадки. В основной массе случаев это приводит к уменьшению срока службы клапанов, к снижению уровня мощности двигателя, становится хуже наполняемость цилиндров топливной и воздушной смесью, снижается общая эффективность сгорания и так далее
Именно по этой причине так важно время от времени проводить регулировку зазоров
Проверять и при необходимости проводить регулировку зазоров требуется каждые 20 — 30 тысяч километров. Опираться нужно на нормативы, прописанные в руководстве по ремонту автомобиля той или иной марки.
Регулировка зазоров клапанов ЗИЛ-131
Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов).
Регулировка зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным в коротком плече коромысла.
Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия.
При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов.
В этом положении нужно производить регулировку зазора следующих клапанов;
— впускного и выпускного первого цилиндра
— выпускного второго цилиндра
Зазоры у остальных клапанов необходимо регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).
Цель регулировки клапанов
Понятно, что любые работы, связанные с техническим обслуживанием автомобиля, преследуют какую-то цель — это и замена сцепления на ВАЗ 2109, и различный мелкий ремонт и профилактика. Что касается непосредственно регулировки клапанов, то она нужна для того, чтобы фазы газораспределения срабатывали наиболее точно. Это влечет за собой, в свою очередь, более полное наполнение и эффективную продувку цилиндров и лучшее сгорание топлива. Своевременная регулировка позволяет сделать работу двигателя более «чистой» и избежать стуков клапанов, в связи с чем их эксплуатационный ресурс увеличится. Ведь в данном случае будет отсутствовать ударная нагрузка кулачка распредвала о приводной рычаг и стержень клапана. Соответственно, регулировка клапанов и правильно отрегулированные зазоры намного увеличивают работоспособность и срок службы всех вышеупомянутых деталей.
Зазоры меньше допустимого являются еще более опасными, поскольку в данном случае возникает опасность прогара клапанов. Клапан не может полностью сесть в седло головки блока — ему не дает это сделать уменьшенный зазор между рычагом привода и кулачком распределительного вала. Образовавшиеся «неплотности» позволяют прорываться газам из камеры сгорания. Естественно, учитывая температуру в камере сгорания (2000 градусов), неудивительно, что кромка выпускного клапана может попросту сгореть. Кроме того, перегрев в данном случае приводит и к быстрому выходу из строя сальников клапанов. А это, в свою очередь, сказывается на масле — оно засоряется продуктами сгорания и расходуется в намного больших количествах, что приводит к дополнительным затратам.
Естественно, существует определенная периодичность выполнения всех профилактических мероприятий в автомобиле. И, если на ВАЗ 2107 ремонт карбюратора будет производиться только в том случае, если старый узел выйдет из строя, то регулировка клапанов двигателя должна осуществляться, не дожидаясь какой-либо серьезной поломки. Проверять зазоры клапанов на классических моделях ВАЗ следует каждые десять-пятнадцать тысяч километров. Безусловно, эти рекомендации являются необязательными к выполнению, но весьма желательными. Естественно, намного проще потратить несколько часов своего времени (или отвезти автомобиль на станцию техобслуживания), нежели проигнорировать советы и заниматься затем дорогостоящим и длительным ремонтом.
Осуществление регулировки клапанов
Во-первых, необходимо удостовериться в том, что цепь натянута согласно нормативу. Если же нет, то ее нужно подтянуть. Снимается крышка клапанов, после чего выставляются метки: риска — внизу на шкиве коленчатого вала, лунка — вверху на звездочке распределительного вала и прилив — на постели распределительного вала.Так, порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2107 такой: 6-8,4-7,1-3,5-2, при этом счет необходимо начинать от звездочки распределительного вала. После того, как будет отрегулирована одна пара, необходимо провернуть двигатель на пол-оборота и приступать к регулировке следующей пары. Для отпускания регулировочной пары целесообразнее всего использовать специальный ВАЗовский ключ.
Кроме ключа, понадобятся еще и шайбы для регулировки клапанов. После того, как контргайка регулировочной стойки будет отпущена нижним ключом, следует верхним ключом отрегулировать натяг. Щуп должен входить в зазор между кулачком распределительного вала и рычагом клапана не слишком туго, с небольшим натягом. После этого следует затянуть контргайку стойки. Естественно, перетяжка клапанного зазора недопустима.
Если нет специального ключа для поворота коленвала, то можно прокатывать машину до совпадения меток. Кстати, по положению бегунка трамблера очень удобно контролировать проворачивание распределительного вала. Кроме того, положение коленвала можно также контролировать, взяв в качестве ориентира лунку звездочки распредвала, находящуюся с двух сторон постели. Один доворот лунка будет не видна, тогда нужно ориентироваться на бегунок.