Как убрать бензин из цилиндров тойота

Как убрать бензин в цилиндрах двигателя

Продувка цилиндров — скрытая функция в автомобилях, о которой многие не знают. Как её включить?

Современные машины имеют сразу несколько функций, о которых большая часть автомобилистов даже не догадывается.

Одной из таких можно назвать встроенную функцию продувки цилиндров. Каким же образом она активируется, и какой результат получается после использования?

Причины возникновения неисправности. При необходимости совершения поездки в зимний период, немало автомобилистов сталкиваются с такой проблемой, как осложненный запуск мотора. Причиной для этого могут стать несколько факторов, но после осуществления нескольких неудачных попыток запуска двигателя, свечи зажигания попросту оказываются залитыми топливом. В качестве стандартной процедуры устранения подобной неисправности следует демонтировать свечи, хорошо их просушить и установить обратно. Зимой выполнение такого ремонта не слишком удобно, а многие владельцы машин даже не имеют под рукой ключа для свечей.

Производители автомобилей предусмотрели подобный вариант и сумели создать режим, который дает возможность продувки цилиндров без проведения манипуляций в подкапотном пространстве. Эта функция имеется в наличии практически на всех моделях автомобилей, а правила ее использования подробно описаны в руководстве по эксплуатации. Отдельно стоит отметить, что метод активации этого режима для продувки цилиндров не всегда одинаковый, все будет зависеть от производителя.

Важным моментом является то, что такой способ работает только на машинах, где предусмотрена инжекторная система подачи топлива. На отдельных моделях, выпущенных в Японии, она просто может отсутствовать.

Продувка цилиндров и ее виды. Режим продувки цилиндров представляет собой неотъемлемую часть работы мотора. Для того чтобы продукты сгорания заменялись в цилиндрах свежим воздухом, в них предусматриваются окна для продувки, чтобы выпустить отработанные газы и подать в цилиндры свежий воздух.

У различных цилиндров и видов моторов имеются собственные системы продувки:

  • Щелевая;
  • Клапанно-щелевая;
  • Контурная;
  • Прямоточная;
  • Возвратно-петлевая.

Вне зависимости от того, какая схема продувки используется, в стандартном режиме работы она осуществляет полноценную замену уже отработанных продуктов сгорания.

Продувка цилиндров при проведении диагностики. Для того чтобы выяснить причины низкой компрессии в одном или нескольких цилиндрах мотора, также применяется такой метод, как продувка цилиндров. Он заключается в подаче сжатого воздуха под давлением 0,2 -0,3 МПа в требуемый цилиндр. Перед этим выполняется предварительная установка поршня в верхнюю мертвую точку, включение высокой передачи в КПП и ручного тормоза. Это необходимо для того, чтобы исключить проворачивание коленчатого вала.

В цилиндр осуществляется подача сжатого воздуха и наблюдается следующий результат:

  • Если утечка воздуха выполняется из дроссельного узла, тогда неисправность во впускном клапане;
  • При попадании воздуха в расширительный бачок в виде пузырьков, или же попадание их в один из других цилиндров, свидетельствует о том, что неисправна прокладка блока цилиндров.

Активация функции. Для того чтобы активировать функцию, следует выполнить такие действия:

  • Сесть на место водителя и вставить ключ зажигания в замок;
  • Выжать педаль акселератора в пол до упора;
  • Перевести ключ в положение запуска и покрутить стартером от 7 до 10 секунд.

Заключение. При полном выжимании педали газа, блоком управления двигателем будет включаться режим продувки цилиндров, поэтому подача топлива через форсунки выполняться не будет. За счет поступающего воздуха лишний бензин выйдет из цилиндров, и свечи просохнут

Спустя 7-10 секунд можно осторожно отпустить педаль газа для запуска двигателя

Если необходимо, действие можно повторить, но важно принимать во внимание высокое потребление заряда АКБ

Источник статьи: http://car.ru/news/automobili/107704-produvka-tsilindrov-skryitaya-funktsiya-v-avtomobilyah-o-kotoroy-mnogie-ne-znayut-kak-ee-vklyuchit/

Признаки неисправности бензонасоса

ВАЗ 2106 оснащается в своей стандартной комплектации механическим бензонасосом. Причем он сравнительно часто выходит из строя. Причины могут быть разные:

  • сточился толкатель либо кулачок привода; заклинило впускной клапан.

Вне зависимости от причин неисправностей всегда можно воспользоваться ручной подкачкой бензина. Для этих целей на корпусе бензонасоса присутствует специальный рычаг – он находится с обратной стороны. Нажав несколько раз на него можно подать топливо в карбюратор. Проверить работоспособность бензонасоса очень просто – достаточно снять топливный шланг с фильтра и убедиться в присутствии бензина в магистрали.

Способы очистки и удаления бензина из цилиндров двигателя

Избавление от бензина в цилиндрах двигателя может быть необходимо в случае ошибочной заправки или других непредвиденных ситуаций

Важно соблюдать предосторожность при выполнении данного процесса, чтобы избежать возможных повреждений и опасности

Ниже приведены несколько способов очистки и удаления бензина из цилиндров двигателя:

1. Сливание бензина: Простейший способ очистки цилиндров от бензина — это сливание его из двигателя. Для этого необходимо открыть пробку слива масла и дренажную крышку, чтобы спустить бензин из цилиндров. Однако перед этим рекомендуется прокрутить двигатель несколько раз без поджигания, чтобы удалить остатки бензина из камер сгорания.

2. Использование аварийного стартера: Если вы столкнулись с проблемой и не имеете возможности сливать бензин из цилиндров, можно попробовать использовать аварийный стартер. Он позволяет запустить двигатель без подачи топлива. Запустив двигатель с использованием аварийного стартера, вы сможете прогреть его и выбросить остатки бензина из цилиндров.

3. Прогрев двигателя: Другой способ очистки цилиндров — это прогрев двигателя без подачи топлива. Для этого необходимо выключить зажигание и запустить двигатель. При этом он будет работать на отработавшем газе или на воздухе, а не на бензине. Таким образом, это позволит выбросить остатки бензина из цилиндров.

Важно помнить, что любые манипуляции с двигателем требуют опыта и знаний. Лучше всего обратиться к специалисту, чтобы они могли помочь вам справиться с проблемой без риска для вашего двигателя

Как убрать бензин из цилиндров инжекторного двигателя?

Утечка бензина в цилиндры инжекторного двигателя может привести к серьезным проблемам, таким как затруднённый запуск двигателя, неправильная работа цилиндров и повышенный расход топлива. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо устранить такую проблему как можно быстрее.

Вот несколько шагов, которые помогут вам удалить бензин из цилиндров инжекторного двигателя:

1. Отключите инжекторы:

Перед началом работ необходимо отключить инжекторы, чтобы предотвратить попадание дополнительного топлива в цилиндры. Для этого отсоедините разъёмы, связанные с инжекторами, и выньте предохранитель, соответствующий системе впрыска топлива.

2. Снимите свечи зажигания:

Для доступа к цилиндрам необходимо снять свечи зажигания. Перед этим рекомендуется протереть область вокруг свечей, чтобы предотвратить попадание грязи в цилиндры при их снятии.

3. Прокрутите двигатель:

Используйте гаечный ключ или специальный инструмент, чтобы вручную прокрутить коленчатый вал. Это поможет удалить из цилиндров остатки бензина, который находится в них.

4. Очистите свечи зажигания:

Внимательно рассмотрите свечи зажигания. Если они покрыты остатками бензина, протрите их салфеткой или сухой тряпкой, чтобы удалить лишнюю влагу и топливо. Очищенные свечи можно снова установить на место.

5. Установите свечи зажигания:

Равномерно установите свечи зажигания в соответствующие цилиндры. При этом нужно придерживаться момента затяжки, указанного в технической документации на автомобиль, чтобы избежать возможных проблем.

После выполнения этих шагов рекомендуется проверить правильность выполнения работ и убедиться в исчезновении проблемы. Если проблема все еще существует, возможно, требуется обратиться к профессионалам для диагностики и ремонта двигателя.

Замечание: Предложенные выше шаги могут помочь вам устранить утечку бензина в цилиндры, но следует помнить, что у каждого автомобиля могут быть свои особенности и рекомендации производителя.

Превентивные меры, чтобы бензин не попадал в цилиндры инжекторного двигателя ВАЗ 2107

Чтобы предотвратить попадание бензина в цилиндры инжекторного двигателя ВАЗ 2107, нужно принимать несколько превентивных мер. Это поможет снизить риск возгорания, повысить эффективность работы двигателя и продлить срок его службы.

  • Правильная эксплуатация автомобиля: регулярное обслуживание и техническое обслуживание двигателя помогут предотвратить появление неисправностей, которые могут привести к попаданию бензина в цилиндры.
  • Качественное топливо: рекомендуется заправлять автомобиль только на проверенных Заправочных пунктах и использовать качественное топливо, чтобы избежать загрязнения инжекторных форсунок и утечек.
  • Проверка системы впрыска топлива: необходимо регулярно проверять состояние и исправность инжекторов, форсунок и топливного насоса. При обнаружении неисправностей или утечек необходимо незамедлительно провести ремонт.
  • Чистка воздушного фильтра: регулярная очистка фильтра позволит избежать попадания пыли и посторонних частиц в систему впрыска топлива и, следовательно, в цилиндры двигателя.
  • Внимательность при заправке: при заправке автомобиля следует быть внимательным и избегать переполнения бака. Излишки топлива могут поступить в систему вентиляции и затем попасть в цилиндры.
  • Практика правильного старта: при запуске двигателя рекомендуется сразу начинать движение без длительной прогревки на месте. Это позволит избежать накопления бензина в цилиндрах и замасливания свечей зажигания.

Соблюдение указанных превентивных мер позволит избежать попадания бензина в цилиндры инжекторного двигателя ВАЗ 2107 и обеспечит надежную и безопасную эксплуатацию автомобиля.

Как решить проблему?

Если бензин в масле в ВАЗ 2109 обнаружен, нужно срочно устранить причину его попадания.

Замена диафрагм бензонасоса

Если при проверке обнаружилось, что диафрагмы бензонасоса неисправны – потрескались или прохудились, их обязательно нужно заменить.

Для этого снимается верхняя часть бензонасоса, вынимается диафрагменный узел, окручивается гайка на штоке и снимаются диафрагмы. После этого устанавливаются новые, и все собирается в обратном порядке.

Прочистка дренажной трубки под карбюратором

Для устранения загрязнений мелких каналов вроде дренажной трубки подойдет емкость с жидкостью для очистки карбюратора. С его помощью стоит почистить и сам карбюратор. Категорически не рекомендуется применять для этих целей металлическую проволоку.

Проверка форсунок инжекторной системы питания

Если одна из форсунок полностью не закрывается, топливо может проникать в цилиндр, а затем через поршневые зазоры в масло. Для проверки давления в системе питания нужно использовать манометр и резиновый шланг. Верхний предел давления не должен быть ниже 6 кгс/см².

Неисправности поршневой системы

Эта неисправность является самой дорогостоящей.

Заключается она в том, что в результате использования топлива и смазочных материалов низкого качества на поршнях может образоваться нагар, а поршневые кольца закоксовываются. Канавки, в которых установлены кольца, забиваются сажей, в результате кольца теряют упругость. Из-за образовывающегося зазора между поршнем и стенками цилиндра часть поступающего топлива ускользает.

Водителю со стажем нетрудно определить подобную проблему. А для ее решения, то есть устранения закоксовывания двигателя, применяются специальные жидкости. Однако, их использование иногда способно еще больше усугубить проблему. Поэтому, применять раскоксующие жидкости нужно в строгом соответствии инструкции производителя, а после окончания процедуры полностью заменить масло.

В случае отсутствия эффекта от применения прочищающих жидкостей, придется делать полную разборку двигателя, снимать поршни и проводить их ремонт. Такой ремонт будет сложно выполнить в домашних условиях.

Замена смазочных материалов

Нужно ли менять масло при попадании в него бензина? Ответ однозначный: менять бензо-масляную смесь нужно, и делать это рекомендуется в срочном порядке. Причина в том, что в противном случае, повышается его окисление, и в результате детали поражает коррозия, снижается вязкость, образовываются шлаки, снижается температура вспышки.

Однако, самым неприятным последствием является резкое ухудшение смазочных свойств масла. В результате рабочие поверхности деталей двигателя поддаются интенсивному износу. Особенно это касается тех частей, к которым смазка поступает не под давлением, а с помощью разбрызгивания: стенок цилиндров, распределительного вала, кулачков и др.

На автомобиле ВАЗ 2109 слив масла и его замена может быть проведена в домашних условиях.

Очистка цилиндров Toyota от бензина

Владельцы автомобилей Toyota иногда сталкиваются с проблемой попадания бензина в цилиндры. Это может произойти, например, при впрыске неправильного количества топлива или из-за неисправности системы впрыска. Попадание бензина в цилиндры может вызвать проблемы с работой двигателя, а именно замедление или даже полную остановку его работы.

Для решения этой проблемы необходимо провести процедуру очистки цилиндров от бензина. Вот подробная инструкция о том, как это сделать самостоятельно:

Шаг 1: Откройте капот автомобиля и найдите впускной коллектор. Отсоедините подводящий воздушный шланг от впускного коллектора.
Шаг 2: Найдите топливный фильтр и отсоедините его от системы впрыска. Проверьте, нет ли у фильтра загрязнений. При необходимости, замените фильтр новым.
Шаг 3: Залейте в бак автомобиля высококачественное топливо и добавьте специальное средство для очистки системы впрыска. Это поможет удалить остатки бензина из цилиндров.
Шаг 4: Заведите двигатель и дайте ему поработать несколько минут, чтобы средство для очистки системы впрыска распределилось по всем цилиндрам. Затем заглушите двигатель.
Шаг 5: После того как двигатель остынет, повторно подсоедините фильтр к системе впрыска и воздушный шланг к впускному коллектору.
Шаг 6: Заведите автомобиль и дайте двигателю поработать некоторое время, чтобы проверить его работу. Убедитесь, что проблема с попаданием бензина в цилиндры была решена.

Если эти действия не помогли решить проблему или вы не имеете достаточных знаний и опыта, то лучше обратиться в автосервис для диагностики и ремонта автомобиля. Профессионалы помогут вам решить проблему с попаданием бензина в цилиндры Toyota.

Способы устранения проблемы с бензином в цилиндрах двигателя

Проблема бензина в цилиндрах двигателя может возникнуть по различным причинам, таким как неправильная работа системы впрыска, смещение системы зажигания или дефектная система сжатия. В данной статье мы рассмотрим несколько способов устранения данной проблемы.

  1. Исправление системы впрыска топлива: проверьте работу форсунок, фильтр топлива и давление топлива. Если необходимо, замените дефектные детали.
  2. Проверка и настройка системы зажигания: убедитесь в правильной работе свечей зажигания, катушки зажигания и проводов. При необходимости, замените дефектные детали.
  3. Проверка системы сжатия: измерьте компрессию в цилиндрах двигателя. Если компрессия ниже нормы, необходимо провести ремонт или замену дефектных деталей, таких как поршни, клапаны или прокладки.
  4. Избегание повторной появления проблемы: регулярное техническое обслуживание и замена расходных материалов (фильтров, свечей зажигания) помогут предотвратить повторное попадание бензина в цилиндры двигателя.

При обнаружении проблемы с бензином в цилиндрах двигателя рекомендуется обратиться к профессионалам в области авторемонта для правильной диагностики и устранения данной проблемы. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать серьезных повреждений двигателя и дополнительных затрат на ремонт автомобиля.

Как выявить присутствие топлива?

Чтобы избежать скапливания бензина под карбюратором, предусмотрена дренажная трубка, которая вмонтирована в коллектор. Однако, если она засорена, что случается довольно часто, излишки бензина в обязательном порядке проникают в цилиндры двигателя. Если двигатель горячий – они испарятся, однако, при холодном двигателе, бензин стекает в картер и там смешивается с маслом.

Во время работы мотора топливо может испаряться из картера, поэтому заметить его не всегда удается. Даже если слить масло их картера сразу же, после нескольких минут высокоскоростной езды, там не окажется бензина. Но, запах в картере можно отчетливо ощутить во время пуска холодного двигателя.

О присутствии бензина в системе смазки ВАЗ 2109 информируют:

  • повышенный расход топлива;
  • посторонние шумы, а также стук в блоке поршней;
  • мощность двигателя при пуске с места и движении под гору;
  • уровень и цвет смазки в поддоне двигателя;
  • уровень жидкости охлаждения.

Если наблюдаются подобные признаки, специалисты рекомендуют обратиться в автосервис. Но любой водитель может решить проблему самостоятельно. Как уже было сказано выше, кроме неисправностей бензонасоса и карбюратора, причиной данной проблемы могут стать неисправности форсунок на инжекторных двигателях и поршневой системы на всех типах двигателей.

Дополнительные советы по удалению бензина из цилиндров двигателя

В случае, если бензин попал в цилиндры двигателя, помимо основных шагов по удалению бензина, можно использовать несколько дополнительных советов:

1. Проверьте свечи зажигания и замените их при необходимости. Бензин может повредить электроды свечей, что приведет к неравномерной работе двигателя.

2. Очистите воздушный фильтр и проверьте его состояние. Бензин может проникнуть в фильтр и заблокировать его, что мешает нормальному подаче воздуха в цилиндры.

3. Если бензин попал в систему смазки, необходимо заменить масло и фильтр масляного насоса. Бензин может снизить эффективность смазки, что приводит к износу деталей двигателя.

4

Обратите внимание на возможное наличие бензина в системе охлаждения двигателя. Если бензин попал в систему охлаждения, необходимо промыть систему и заменить охлаждающую жидкость

5. После проведения всех необходимых мероприятий по удалению бензина, рекомендуется произвести тщательную проверку работы двигателя и убедиться в его нормальной работе.

Основные причины, почему бензин попадает в цилиндры инжекторного двигателя ВАЗ 2107

Инжекторные двигатели ВАЗ 2107 обладают несколькими механизмами, которые обеспечивают подачу правильной смеси топлива и воздуха в цилиндры. Однако, в некоторых случаях, может возникнуть проблема, когда бензин попадает в цилиндры непреднамеренным путем. Ниже приведены основные причины, которые могут привести к этому:

1. Неисправность форсунок. Форсунки – это устройства, которые распыляют топливо перед его подачей в цилиндры двигателя. Если форсунки не функционируют должным образом, например, из-за засорения или повреждения, то они могут либо подавать слишком много топлива, либо не закрываться полностью после подачи. Это может привести к попаданию бензина в цилиндры.

2. Поврежденные уплотнения. Уплотнения, такие как прокладки или сальники, играют важную роль в предотвращении утечки топлива. Если они повреждены или изношены, это может создать пространство, через которое бензин может попасть в цилиндры.

3. Неправильная работа датчиков. Датчики в инжекторном двигателе контролируют процессы подачи топлива и воздуха. Если датчики работают неправильно, они могут передавать неверные сигналы компьютеру автомобиля, что может привести к неправильной подаче топлива и, в результате, попаданию бензина в цилиндры.

4. Проблемы с системой зажигания. Неправильная работа системы зажигания может привести к некорректному сжиганию топлива в цилиндрах. Это может вызывать образование бензиновых отложений на свечах зажигания, что в свою очередь может привести к попаданию бензина в цилиндры.

5. Поломка дроссельной заслонки. Дроссельная заслонка контролирует количество подаваемого воздуха в двигатель. Если заслонка поломана или не работает должным образом, то это может нарушить соотношение топлива и воздуха, что может привести к попаданию бензина в цилиндры.

В случае, если бензин попадает в цилиндры инжекторного двигателя ВАЗ 2107, рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики и ремонта, так как проблема может потребовать профессионального подхода для ее устранения.

Устранить воздушную пробку на дизельном авто

Теперь узнаем, как выгнать воздух из топливной системы дизеля

Для таких моторов устранение воздуха из системы без опоздания крайне важно. В дизельных ДВС имеется ТНВД, и когда воздух подсасывается, давление в ТНВД падает, нужного для продуктивного впрыска значения не достигает

Соответственно, крайне плохо запускается мотор, обороты держатся нестабильно, агрегат глохнет на ходу

Соответственно, крайне плохо запускается мотор, обороты держатся нестабильно, агрегат глохнет на ходу.

Безусловно, воздушная пробка вредна и для бензиновых силовых агрегатов, но всё же, не так опасна, как для дизеля. Просто дизельный агрегат более чувствителен, и владельцам таких машин нужно это знать. Например, много проблем вызывает у дизельного мотора попадание газа или воды в топливо, не говоря уже о воздухе.


Для определения того, что в ТС дизеля попал воздух, используется методика проверки по топливопроводам ТНВД. Они отсоединяются он форсунок. Дальше ассистент вращает стартер, а владелец автомобиля смотрит, идёт ли горючее из шлангов. Если нет, в системе воздушная пробка.

Как и в вышеописанном случае, для начала прокачивается фильтр. Если в автомобиле не предусмотрен ручной насос для подкачки, придётся задействовать стартер. Это не лучший способ, так как просаживается аккумулятор, но что делать.

Фильтр можно также снять, просушить, стакан вытереть насухо, всё собрать на место. Далее:

  • соединить шприц с верхним штуцером фильтра при помощи куска шланга (их бывает два: один для прокачки сверху, другой – для слива снизу);
  • из шприца вынуть поршень, вставить трубку пылесоса и плотно зафиксировать;
  • открутить штуцер и включить пылесос на 15 секунд, пока в шприце не появится пена и он не заполнится соляркой;
  • закрутить штуцер, и запустить ДВС.

Дальше прокачивается уже насос ТНВД, с вдетыми магистральными шлангами.

  1. Болт 7, расположенный между 4 штуцерами подаваемых и обратных шлангов, нужно вывернуть.
  2. Подкачать топливо, пока оно не начнёт выходить из отверстия от болта 7.
  3. Затем ввернуть болт обратно, но не до конца. Продолжать подкачивать топливо, оно будет выходить с пузырьками воздуха.
  4. Снова вынуть болт, качать топливо и следить за тем, как выходит горючее.

По топливной струе, выходящей из отверстия, можно сделать 3 вывода.

  1. Если оно выталкивается с перерывами и определёнными порциями, значит, всё с системой нормально, основной топливный насос функционирует хорошо.
  2. Если горючее бьёт не прекращающейся струей, это нехороший знак, свидетельствующий о проблемах с ТНВД. Скорее всего, поломался плунжер.
  3. Если топливо вообще не показывается, опять же, проблемы с насосом.

ТНВД отремонтировать самостоятельно вряд ли получится. Насос этот в конструктивном плане очень сложный. Лучше доверить его настройку профессионалам.

Перед демонтажем насоса, если он будет самостоятельно сниматься, нужно не забыть установить все шкивы по меткам.

Если горючее выходит порциями, то, как и говорилось, это к лучшему. Насос в порядке, но воздух надо выкачать полностью.

  1. Болт 7 вворачивается на место, затягивается ключом.
  2. Снимается один из шлангов, топливо подаётся и нужно следить за тем, выходит ли оно из штуцера снятой трубки. Если нет, штуцер немного расслабить (2 оборота) и снова проверить. Остановиться, как только горючее будет выходить.
  3. Также поступить с остальными шлангами и их штуцерами. Если топливо будет идти со всех отверстий после вращения коленвала, значит, можно всё обратно затянуть.

Дальше нужно обратно вдеть шланги в форсунки. Попросить ассистента продолжить вращать вал. Как только солярка начнёт просачиваться из-под гаек форсунок, нужно их затянуть до конца.

Некоторые делают наоборот: сначала затягивают гайки форсунок, а уже после начинают выкачивать воздух из штуцеров насоса. Такой способ тоже действенный, но он долгий, и аккумулятор уж точно сядет, если нет ручного насоса.

По стартеру: ему нужно давать передышку через каждые 12 секунд непрерывной работы на одну минуту. Это прописано в инструкции, и не стоит её нарушать.

Видео: как прокачать воздух из дизеля

Получается, что выгнать воздух из ТС совсем несложно. Нужно только попросить ассистента помочь. В процессе выкачивания воздуха, вместе с ним будет выходить топливо. Надо позаботиться о чистоте и экономии, и подставить под штуцера пустые и широкие ёмкости.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Источник ozapuske.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: