Узлы для Пекина
Гребной винт позволяет на 3000 оборотах коленвала двигаться по воде весьма бодро со скоростью 20 км/ч (10,7 узлов), но выше 8 узлов (15 км/ч) мы не пошли по нескольким причинам. Наша амфибия – это не катер, а плоскодонка с нагруженной передней частью. К тому же в корме днище вогнуто для улучшения работы винта, что должно уменьшить эффект рыскания при волне. Перед нами прошло другое судно и при прохождении своих и чужих следов и бурунов на воде, на скорости увеличивается поперечная качка и добавляется продольная раскачка. Мы это ощутили, когда произвольное перемещение двух человек на скорости в 8 узлов имеет значение для «Пекина». Выныривая из воды винт не загружен (т.е. реактивная струя от винта уходит к поверхности воды и не создаёт нужного эффекта, а погружаясь не успевает придать агрессивное движение). В один момент была отдана рекомендация: один сидит на левой корме, другой для баланса в центре справа. Сели, не дышим, ведём фотосъёмку.
При манёврах (управление колёсами) с удачным распределением машина имела крен примерно в 1 градус в обратную сторону. При неудачном (пассажиры в корме) – туристам придётся соблюдать баланс. Машина лёгкая, плоскодонная хотя и со скошенными бортами. Но чутко реагирует, когда пассажиры начинают беспорядочно гулять туда-сюда из салона в кузов и обратно на волнах. Нам не хотелось испытывать резиновые уплотнители дверных проёмов на протечку и не было желания в погожий день топить машину в центре фарватера, да ещё в 200 метрах от берега. С учётом багажа и экипировки автомобиль был загружен на 260 кг, при допустимых 425 кг, но вода так и не доходила до кильватерной линии.
В случае остановки двигателя на воде ситуацию спасут прикреплённые к бортам резервные вёсла. Мы это предусмотрели и даже проверили как их лучше отстёгивать.
Мореходность машины производитель установил в 2 балла с высотой волн от 25 до 50 см. Поскольку тест-драйв проходил в сопровождении другого судна, то приходилось вблизи проходить гребни волн высотой около 20–30 см. Не больше. Условия идеальные для пляжного купальщика. Поворачиваемость по воде (судить пришлось по корабельному следу) оказалась удивительно малой – диаметр разворота на глазок составил около 30 м, а по паспортным данным без указания условий (вывешивание экипажа) она может составлять 20 м. В случае попадания воды в салон подключаются 4 насоса – и вода выкачивается, но к этой системе не пришлось даже обращаться.
Через 20 минут нахождения в воде всякий интерес к плаванию теряется. Поэтому решили идти к берегу. За это время системы охлаждения двигателя кажется так и не включились. Поведение «пекинской утки» на воде в целом выглядело вполне сносным. Но следует помнить про ограничение грузоподъёмности.
Не зная броду, не лезь в воду
Штрафы за нарушение правил сейчас немалые. Согласно вступившему законопроекту № 547297-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства, а также правил плавания» с 29 июля 2019 года в КоАП предусмотрены штрафы в размере от 5000 до 20 000 рублей. Самое страшное, что нам бы грозило на тест-драйве при нарушении сразу всех правил судового вождения – буксировка на штраф-стоянку. У МЧС предусмотрены даже такие места для амфибий.
Самый простой экземпляр амфибии обойдётся не менее, чем в 2 миллиона рублей и нужно помнить, что это сезонный купальный костюм сроком на 20 лет с ежедневным содержанием в 300 рублей до его окупаемости. Удовольствие от его использования заключается в радости катания по рекам, обожания свободы, кайфа в передвижении по открытой воде в летние уикэнды. Добавьте к картине радостную свору ненасытных детей с их щенячьими кувырками и жадным поеданием завтраков из ланч-боксов. Но в сферу такой техники едва ли умещаются брожение по заросшим топям в октябрьской болотной воде под хмурой моросью неба: поберегите винт и валы! Лучше тогда уж купить гусеничный болотоход с печкой-буржуйкой и грилем для картошки и телятины и заброшенный хутор, с которого можно уйти в тайгу от жены от детей…
Такая машина потребует длительной стоянки на весь период закрытия навигации в отапливаемом боксе, чтобы резина не деревенела на январской стуже. Засим перед морозами машину специалисты рекомендуют выгулять (сальники должны поработать с маслом). То же самое нужно сделать по весне до открытия судоходства. Весенний выгул предвестит близкую радость встречи с летом.
Типа – пляжные плейбои
На ходу машина очень напомнила дизельный Land Rover Deffender 110. Угловатый неказистый. Таким и должен был стать капотный ГАЗ-62. Гул мотора дизельный, а завывания коробки передач, как у ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Рессорная подвеска заметно брыкается на буераках, но вследствие удлинённой колёсной базы она показалась комфортнее, чем у УАЗ-469. Рулевое колесо имеет вполне допустимый люфт и плотный хват ладонью.
Изобилие валов и шарниров уже на скорости около 50 км/ч провоцирует характерную вибрацию всего кузова. На скорости около 60 км/ч к этому добавляется вибрация от двигателя и КП с характерным хрюканием во время переключения ступеней. Из-за малых ходов подвески (чего только стоит набор из 11-листовых рессор спереди и 8 листов сзади) вообще эту амфибию не хочется загонять на скоростной триал. Много листов – не значит хорошо.
На трасе в машине довольно шумно. Боковые окна пришлось задвинуть, чтобы не тренькали и не задували за шиворот. Для роскоши распахнули верхний люк, чтобы не гонять вхолостую воздух из кондиционера и раздвинули дверцы заднего «балкона». Между задними сиденьями разбросаны рюкзаки. В этот момент мы почувствовали себя пляжными плейбоями.
Тихоходная «низовая» трансмиссия не позволяет держать крейсерскую скорость более 60 км/ч, да и не хочется, так как вялое и совсем не реактивное рулевое управление, настроенное в том числе и для воды, не предполагает активного драйва. Если хочется ехать чуть быстрее, уже требуется цепко держать руль. Но в противовес к этим недостаткам машине вполне по плечу среднее бездорожье. Основные инструменты для его преодоления: клиренс 220 мм, полный привод с блокировками и практически гладкое днище, не говоря уж о том, что мы не боимся не только глубоких луж, а даже бродов и вообще водной глади.
Полный привод включается под нагрузкой, но даже на малой скорости на песке возникает ощущение как на уазике, где все колёса начинают толкать машину в разные стороны. Как же мы избалованы современными технологиями.
Вывод. Основная стихия подобной техники – несложная пересечённая местность с долей дорог общего пользования, разрезанная частыми озерцами и речушками (когда территория малонаселённая, то мостов не напасёшься). Если говорить о европейской части нашей страны, то это Карелия, Кольский полуостров, Архангельская, Вологодская области, Псковщина, далее – везде… «От Урала до Харбина».
Когда деньги валяются на дороге
Охотники и рыболовы вряд ли станут целевой группой покупателей подобных машин, как это уже пытались представить другие журналисты. Это не та адресная группа. На других тестах был схожий вариант «Пекина» из второй серии с открытым кузовом, где машину опробовали в украинской речушке и коротко телеграфным текстом запачкав свои нарядные кеды корреспондент наградил машину единственным ценным эпитетом: «Подвеску пробивает». Если журналист не видел ничего круче городского троллейбуса, то и на речном трамвае его и подавно укачает.
Эта машина не любит маменькиных сынков. Она просит размаха, лукавого расчёта, плотной занятости. Водоплавающий «Пекин» даст пинок под зад даже лентяю. Он не круглее ведра и в углах его дна уже слышится звон монет и шелест бумажных купюр.
Может покажется заманчивой идея стать самозанятым на хуторе или кордоне и подзарабатывать на диких туристах
Но важно заранее выбрать места съездов с дорог и тропинки захода на сушу. Ремонт и обслуживание трансмиссии и силовых агрегатов требует профессиональной многорукости или просторного гаража с автоподъёмником или тельфером
Заказники, заповедники с их бюджетами как раз укладываются в сферу развития местного и провинциального туристического сервиса под такие машины. А этого в России уже остро не хватает, что показали провальные отпускные сезоны последних пяти лет. Не выпускают в России такие машины.
Часть 1
Часть 2
Вода, вода, кругом вода
Машину нам предстояло испытать на широком водохранилище, где регулярно курсируют баржи, сухогрузы и круизные лайнеры между Москвой-рекой, Волгой, Доном и Беломорским каналом.
Перед заплывом нужно раскрыть «волнойбой» – передний щит, который нам позволит улучшить судоходность. Наш инструктор проверяет крепление сливных «кингстонов» (30 секунд), чтобы забортная вода не попала в днище. Белобрысый юнга Юра знаком с машиной и ловко помогает инструктору быстро привести волновой щит в водоходное положение. Останавливаем суетливые движения двух «морских волков» лишь для фотофиксации. По хронометражу получилось 35 секунд… с поиском нужных скоб в «бардачке». И всё! Едем купаться.
Мотор перед сходом в воду по пологому лодочному спуску в реку тарахтит. Колёса быстро забуриваются в ил. Переднее забрало напирает на реку и, гоня волну вперёд, мы погружаемся в заводь… и встаём. Двигатель рокочет, мы стоим, и по инерции машина уходит в свободное плавание. Наш «Пекин» закачало на волнах. Не зеваем! Иначе унесёт течением на причаленную баржу. Включаем винт. Не включается. Переключение. Ещё переключение под нагрузкой трансмиссии. Опять нет. О-па! Забурлил сзади поток, машина забасила и, присев на корму, бодро пошла по водной глади, оставляя после себя буруны. Дизель сменил свой рык на негромкий баритон. Ни дать ни взять: катерок-моторка! Через минуту из типа – пляжных плейбоев мы превратились в реальных пляжных плейбоев. Поглазеть на странный катер собралось несколько ватаг молодёжи и мамаш с детьми.
Правовой вопрос
Этот аспект самый важный. В КНР амфибию регистрирует 17-е отделение Министерства общественной безопасности КНР (Госавтоинспекция) и местные органы общественной безопасности (ведение реестра судоходных средств провинции). Регистрацией в Европе покупатель занимается самостоятельно и в разных странах правила постановки отличаются на уровне национального законодательства, графств, княжеств или земель. В России и США постановку на учёт амфибий и надзор ведут централизовано два ведомства. У нас это ГИБДД для движения по дорогам общего пользования и ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) для движения по воде. Соответственно на машине размещаются как автомобильные номера, так и лодочные. Наш экземпляр ко времени тест-драйва ещё не прошёл регистрацию, и за тестовым заплывом очень внимательно в бинокли приглядывали с катеров сотрудники МЧС.
Посещение ГИМС не стоит откладывать. Патрули ГИМС (а они входят в систему МЧС России) следят за соблюдением правил нахождения плавсредств на воде. Для этого нужна справка о прохождении техосмотра (1 раз в 5 лет), паспорт ТС, медсправка и удостоверение на право управления маломерным судном.
Снаряжённая масса, кг | 2560 |
Грузоподъёмность, кг | 425 |
Полная масса, кг | 2955 |
Распределение снаряженной массы по осям, кг | 1325/ 1235 |
Вместимость топливного бака, л | 75 |
Двигатель | JMC JE493ZLQ4CB, дизель, I-4 |
Рабочий объем, cм3 | 2771 |
Мощность, л.с. (кВт) | 77,5 (57) при 3000 мин-1 |
Коробка передач | 4-ступенчатая механическая |
Число передач вперёд/ назад | 4/ 1 |
Подвеска спереди/ сзади | Зависимая рессорная: 11-листовая/ 8-листовая |
Тормозные механизмы всех колёс | Дисковые |
Размер шин | 245/75 R16 |
Максимально преодолеваемый подъём, град | 31 (60%) |
Максимальная скорость на шоссе/ на плаву, км/ч | 80/ 20 |
С конкурентами и без них
Ожидалось, что к 2010-году машину ждёт рестайлинг, но, изучив рынок и посчитав затраты, конструкторы решили сохранить на её челе казарменную печать грубой армейской жизни. Так что на капоте всегда можно легко вообразить крупнокалиберный пулемёт. Первое подозрение – жадность. Но где это видано, чтобы в Китае так откровенно курвились? Ведь других амфибий, по большому счёту они не выпускают. Да они бы весь мир завалили новыми амфибиями, если бы возник интерес!
Вопрос: наш экземпляр имеет номер 27 798. Это общее количество данной машины BJ2023 или серийный номер типа амфибийного кузова?
Ответ: если это все амфибии, то за полвека их должны были выпускать порядка 600 в год и ими была бы завалена вся китайская армия и все турагентства. Но если это только один тип BJ 2023, то всё встаёт на место. Их на данный момент выпущено чуть более 50 000 штук.
Цена вопроса за каждый экземпляр от 25 до 56 тыс. долларов США. В принципе ничто не мешает приобрести автомобиль без пробега со стратегического склада за 15 тысяч долларов. Но тогда покупателю придётся нанимать в Китае агента по покупке и получать в таможне бумаги на вывоз машины. Но как показала экспортная практика 2005-2015 гг., дистрибьюторы стараются ограничить типаж 1–2 модификациями и после 10 проданных экземпляров стремительно теряют к ней интерес на годы. А экономическая модель для продвижения товара требует туристской экспансии, которую нужно ещё и культивировать.
Сейчас амфибии Beijing в классе автомобилей полной массой до 3,5 т являются самыми доступными из всех серийно выпускаемых автомобилей (2 предложения из 1 миллиона). Против 1 из 7 миллионов сделок у конкурентов, включая потасканные Amphibicruiser 4WD, RMA Amphi-Ranger 2800 SR, IVECO Terramare, Oto Melara R 2.5 Gorgona. Эти раритеты до сих пор встречаются на рынке.
Сейчас же на острие конъюнктуры имеются компактные мелкосерийные конкуренты – Dutton Surf, в которых не только пару школьных рюкзаков некуда положить, но даже невозможно вытянуть ноги. Кстати, в программе компании Beijing есть облегчённая короткая 2-дверная модификация. Но это унылое позорище выглядит как укороченная «Волга». Реальную конкуренцию ему составляют глиссеры Hydra Spyder, Gibbs Aquada, Watercar Python и Watercar Panther. Народ желает кататься с ветерком и в восторге от этих катеров. Кстати, модель Panther китайская Shaanxi предлагала поставить на вооружение НОАК, но после 2016 года новостей о сделке не поступало.
Все остальные автомобили за счёт бронирования и явно армейского назначения далеко перешагивают полную массу в 6 тонн: это белорусский «Витим» и турецкий Otokar Cobra. Но это уже не пляжные плейбои, а зелёные человечки из сферы геополитики.