Российское чудо

Электромобиль zetta — первый бюджетный русский электрокар

Денег нет, но Zetta держалась

Уже в сентябре 2020-го стало известно, что деньги от Фонда развития промышленности получить не удалось. У компании оставался вариант доработать заявку и подать ее в Фонд повторно, либо обратиться за поддержкой к правительству Самарской области, либо изыскать собственные средства на завершение производственной площадки. В любом случае, серийное производство было отложено на неопределенный срок.

Однако ни Zetta, ни Минпромторг не теряли оптимизма. Компания продолжила поиск инвесторов в Словакии, а чиновники собирались продавать электромобили за рубеж. Среди возможных покупателей назывались Германия, Египет, Индия, Иордания и Пакистан. Министерство напоминало, что вложило в Zetta субсидий на 285 миллионов рублей (плюс еще 49,5 миллионов льготного кредита от Фонда развития моногородов), и, очевидно, хотело получить эффект от потраченных денег.

Впрочем, денег так и не нашли, а в конце 2020 года проект вовсе заморозили. На генерального директора Zetta даже завели уголовное дело за невыплату зарплаты — компания задолжала 59 работникам четыре миллиона рублей. Деньги были выплачены, а Минпромторг не терял надежды все-таки начать производство Zetta. Так, в 2021 году глава Минпромторга Денис Мантуров совершил тест-драйв City Modul 1 и высоко его оценил, а заместитель главы Минпромторга Александр Морозов заявил, что производство нескольких электромобилей, в числе которых и Zetta, наладят в ближайшие два-три года.

В августе 2022 года телеграм-канал «Русский автомобиль» сообщил, что проект Zetta закрыт, отмечая, что электромобили, возможно, начнут собирать в какой-то другой стране. Однако уже через несколько дней появилось опровержение этой информации. Как заявил Денис Щуровский, Zetta действительно испытывает проблемы с финансированием и поиском венчурных инвесторов, но не закрыта. Также, по словам Щуровского, проект при наличии денег может запуститься в течение года, ведь у Zetta «все готово, только финансирования не хватает».

История создания

Над проектом свердешевого электрокара Zetta 2021 модельного года тольяттинцы работают с 2016 года, но первое физическое воплощение задумок в опытном промышленном образце, который смог передвигаться по сборочному цеху, произошло в 2019-ом.

По состоянию на лето 2020-го таких образцов стало несколько, но конструкторы продолжали экспериментировать с пресс-формами кузовных/салонных деталей и технологиями сборки, часто сетуя на проблемы с поставкой комплектующих от сторонних предприятий.

Партнеры же проекта списывали все задержки на коронавирус, но теперь, когда ситуация формально стабилизировалась, у Zetta есть все шансы удивить российский рынок. Особенно, если серийные автомобили действительно окажутся сверхдешевыми…

Корпус электромобиля Zetta.

Техническая часть — что предложат россиянам?

Zetta планирует выпускаться только в России и для нашего рынка, пока речь не идет об экспорте. Конечно, планы продаж слишком смелые, но маркетологи расходятся во мнениях. Одни говорят, что авто просто пополнит статистику неудачных разработок и присоединиться к печально известному Ё-мобилю. Другие считают, что у машинки есть все шансы отнять клиентов у бюджетного класса и даже вытеснить с рынка немецкий Smart. Впрочем, нужно посмотреть внимательнее на серийное авто, чтобы лучше понимать перспективы разработки.

Пока о технике известны следующие особенности:

кузов будет выполнен в виде металлического каркаса из облегченных прочных материалов, а также пластиковых (композитных) панелей, что немаловажно для стоимости производства;
силовые агрегаты — мотор-колеса асинхронного типа, то есть отдельного силового агрегата в машине нет, это экономит пространство и позволяет увеличить комфорт поездки;
батареи будут устанавливаться самые разные, пока известно, что минимальная комплектация обеспечит пробег до 200 км на одном заряде батареи, но это далеко не предел машинки;
система подвески и рулевого управления будет реализована максимально просто, но не лишена современных благ, будет усилитель руля, система подвески будет мягкой и в меру комфортной;
салон обещают хорошо изолировать от проникновения посторонних звуков, это очень важный момент для комфорта поездки, учитывая композитный кузов с хорошей звуковой проводимостью.

Нужно признать, что технические характеристики приятно удивляют. К примеру, многие эксперты утверждают, что автомобиль в дорогой версии будет оснащаться мощной батареей, и это даст ему возможность проезжать более 500 км на одном заряде. Конечно, для исключительно городского электрического автомобиля это очень большой показатель. Тем не менее, нужно понимать, что пока все данные предварительные. На серийные машины могут ставить непредсказуемые детали, что поменяет их характеристики и особенности эксплуатации.

Авто на платформе

Как заявляет производитель, ZETTA — это «многофункциональная компактная модульная транспортная платформа на электрических ассинхронных мотор-колесах с индивидуальными контроллерами». Что это значит?

Проект разрабатывался как платформа, которую можно реализовать в разных модификациях — в зависимости от пожеланий заказчика и потребностей рынка. В качестве примера транспортных средств, которые можно создать на базе Zetta, производитель заявлял личный электромобиль для передвижений по городу, коммерческий грузовой электромобиль, коммунальную технику.

Сама платформа — это шасси с формулой 4х4, у каждого колеса которого собственный электрических мотор и индивидуальный контроллер. Трансмиссия отсутствует — это позволило производителю создать компактный и легкий транспорт и снизить стоимость платформы.

Как заявляет Zetta, ее мотор-колеса собственного производства обеспечивают самый высокий крутящий момент и энергопотребление на 100 километров на 30–55 % ниже, чем у аналогов. Вместе мотор-колеса имеют мощность 98 лошадиных сил. Литий-ионные батареи емкостью 10 киловатт-часов обспечивали дальность хода до 200 километров, а заряжать электромобиль можно от любого источника питания, хоть от домашней розетки.

Личный электромобиль Zetta — City Modul 1 — это трехдверный двухместный хэтчбек. Как утверждал генеральный директор компании Денис Щуровский, автомобиль на 99% состоит из российских деталей, только батарею пришлось импортировать из Китая.

Компания собиралась продавать три версии электромобиля. Две бюджетные версии получили передний привод и батарею на 180 или 500 километров на одной зарядке. Топовая планировалась полноприводной с запасом хода 500 километров.

Внешность — что можно сказать о Zetta?

Внешний вид автомобиля весьма спорный, но очень современный. Если вам нравится немецкий Smart ForTwo, то и эта машинка придется по вкусу. Конечно, говорить о массовости продаж и безоговорочной популярности рано, машина вряд ли получит столько покупателей, чтобы полностью окупить затею выпуска российского электромобиля. И это уже видно во внешности новинки. По отдельности каждый элемент выглядит современно, но в сборе все это напоминает что-то китайское. Сразу скажем, что китайская в машине будет только батарея, все остальные элементы до последнего винта — российские.

Интересные факты о внешности Зета:

  • вычурная оптика выглядит футуристично, она на самом деле освежает внешний вид автомобиля и делает его довольно интересным с точки зрения соперничества с другими мини-карами;
  • короткая база не требует больших колес и высокого клиренса, нет никаких проблем с проездом неровностей, если не считать комфорта, которого в этой машинке явно будет не слишком много;
  • маленькие колеса выглядят довольно гармонично, но не стоит забывать, что перед нами не окончательный вариант электрической машины, в серию может пойти конструкция с изменениями;
  • пока нет возможности заглянуть в салон, но можно с уверенностью сказать, что авто будет двухместным, а места для водителя и пассажира будет минимум, в этом плане это аналог Смарта;
  • в будущем количество модификаций может сильно увеличится, есть десятки наработок, которые можно реализовать в данной машине, это очень важный момент для популярности модели.

Конечно, первые отзывы о внешности автомобиля нельзя приводить, поскольку люди реагируют на внешний вид концепта. Пока серийная машина не появится в салонах России, не стоит спешить с выводами. Впрочем, все концепты оказываются довольно привлекательными и мало чем проигрывают тому же ForTwo. Нужно, чтобы и эргономика интерьера осталась на том же уровне, что у немцев. Тогда в России точно будет немало покупателей новинки. Экономия на бензине будет невероятно ощутимой для бюджета покупателя, но об этом чуть позже.

Дата выхода электромобиля Zetta

Перспективы отечественного хэтчбека на “батарейках” туманны, поскольку денег по-прежнему нет, непонятно, где их взять. да и 100 миллионов “деревянных” явно дело не спасут. Сроки переносились несколько раз, сначала обещали запустить серийное производство в начале 2020, позже из-за якобы пандемии перенесли их на конец года (с расчетом на кредит в 100 млн рублей), но денег не дали и в сентябре 2020 года представители Zetta Auto сообщили, что в 2020 году новинку ждать не стоит.

Интерьер Zetta City Modul 1

С тех пор никаких новостей не было, а уже подходит к концу январь 2021 года. Мы задали вопросы о текущем состоянии проекта по производству первого российского электромобиля через контактную форму на официальном сайте Zetta Auto (больше никаких контактов там нет), но нам ничего не ответили.

Помимо Zetta в России недавно придумали еще один электромобиль – Кама-1. Про него мы тоже сделали подробный репортаж. Вроде бы едет, а что дальше, как и с “Зеттой”, пока непонятно. Хочется верить, что у российского бюджетного электротранспорта есть будущее, но, вероятно, не в ближайшей перспективе.

Что еще известно о новой российской разработке Zetta?

Пока известно, что сборка будет осуществляться на совершенно новом заводе, специально построенном для этого авто в Тольятти. Машинки будут собираться исключительно из отечественных комплектующих, поэтому стоимость эксплуатации и ремонта не будет слишком высокой. Композитный пластик кузова будет окрашен во всей толще, поэтому царапины и сколы совершенно не будут заметными. Сборка в России не должна пугать потенциальных покупателей, так как машины будут собираться на современном промышленном комплексе.

Также известны такие данные об авто:

  • стоимость Zetta в базовой комплектации без особых дополнений и технических преимуществ составит около 450 000 рублей, это более чем демократичный ценник для электромобиля;
  • с повышением цены будут меняться и технические возможности машины, покупатель получит более качественную батарею, повышенную мощность и различные функции комфорта;
  • на основе Zetta вскоре после начала серийного производства начнут создавать различную социальную технику (к примеру, автомобили для перевозки инвалидов-колясочников, небольшие грузовички);
  • уже в базе будут доступны электронные системы безопасности, такие как ABS с дополнением в виде ESP и другие интересные возможности, это повысит безопасность передвижения на машине;
  • мотор-колеса будут собственного производства компании Зетта, они потребляют на 30-35% меньше электроэнергии, чем основные конкуренты на рынке, и это очень важный задел на успех.

Несмотря на все преимущества, Zetta остается темной лошадкой на рынке. Пока неизвестно, как отреагируют потенциальные покупатели на появление данного авто в продаже. Конечно, есть надежда, что автомобиль будет надежным, юрким, более или менее комфортным. Тогда и его продажи явно пойдут вверх. Но первые продажи дадутся производителю с трудом. На данный момент официальной информации о машине не так много. Модульная платформа радует огромными возможностями развития. Вполне возможно, что при успешном старте продаж Zetta разработает еще несколько отличных моделей побольше размером.

Нужен ли нам в России вообще такой электромобиль?

Вопрос целесообразности производства довольно сложный. Эксперты разделяются во мнении. Одни считают, что машина действительно станет отличной альтернативой существующим мини-карам, другие пророчат провал на рынке из-за отсутствия нормальной концепции и рекламы. Уже в марте планируется начать продажи, а пока нет никакой рекламы. Это значит, что заинтересованные покупатели не успеют подготовиться к началу продаж и старт на рынке может попросту провалиться. Такие особенности явно не будут способствовать успеху компании.

В целом, есть несколько важных аспектов в поддержку Zetta:

  • это первый серийный электромобиль, который будет практически полностью производится из российских комплектующих, и это на самом деле большой шаг вперед для промышленности РФ;
  • новинка может оказаться удачной и получить отличные продажи, у нас не покупают электромобили из-за их стоимости, а доступный ценник на новую машину может многих подтолкнуть к приобретению;
  • нет трудностей с рекламой — многие патриоты предпочтут именно российский автомобиль, если рассматривают небольшую машинку для покупки, согласятся поддержать отечественного производителя;
  • учитывая доступную цену и неплохое оснащение, машину можно будет предлагать на тендеры для муниципальных служб, медицинских учреждений и других государственных организаций;
  • в свете развития курьерской доставки, в частности доставки еды, изобретение таких экономных и компактных городских электромобилей станет настоящим переворотом в сфере быстрого и недорогого подвоза продуктов.

Как видите, есть ряд направлений, в которых Zetta могла бы неплохо развиваться. Конечно, это никак не гарантирует успеха на рынке, но при определенной гибкости политики компании можно получить успешные продажи в разных сферах. Конечно, ориентироваться нужно на различные полезные модификации для парковых работ, перевозки пациентов, доставки гостей в крупных отелях, перемещения по полям для гольфа и так далее. Если компания добьется успеха в этих сферах, то сможет оставаться на плаву и развивать рынок гражданских электромобилей.

Предлагаем взглянуть на видео с участием данного авто:

Цена

В 2016 году, который фактически дал старт проекту Зетта, авторы стартапа говорили о доступности своего автомобиля, как об одном из его уникальных качеств. Но и тогда, и все последующие годы разработчики оперировали цифрами, которые сводились к психологической отметке в 500 тысяч рублей за самую дешевую комплектацию.

Интересно, но по состоянию на 2021-й год цены изменились несильно, причем производители готовы назвать стоимость самой дешевой и самой дорогой версии электромобиля Zetta:

Окажется ли с таким «прайсом» производство автомобилей рентабельным – это вопрос, который уже начинает вызывать интерес у инвесторов, главным из которых выступает государство…

Российский ответ Tesla

Впервые стали доступны фотографии и видео «почти серийного», по словам авторов проекта, образца российского электромобиля City Modul 1. Его разработку ведет российский стартап ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset, «Транспортный актив с нулевым выбросом»).

ZETTA уже готовится к массовому производству своего электромобиля, работа по созданию которого заняла у нее около четырех лет. В середине августа 2020 г. гендиректор компании Денис Щуровский сообщил ТАСС, что в настоящее время на производстве идет опытно-промышленная сборка City Modul 1. По его словам, серийный выпуск должен начаться до конца 2020 г.

Также Денис Щуровский озвучил стоимость автомобиля – от 550 тыс. руб. за минимальную комплектацию. При этом в мае 2019 г., по данным РИА «Новости», он называл совсем другую сумму – от 450 тыс. руб. – и совсем другую дату запуска производства – декабрь 2019 г.

City Modul 1 придется по нраву только ценителям компактных автомобилей

На момент публикации материала не было известно, чем от «почти серийного» электрокара будет отличаться его версия, которая будет доступна покупателям.

Основные технические характеристики

По словам Дениса Щуровского, City Modul 1 – это на 99% российская разработка, и лишь элементы питания заказываются из Китая. Профильный журнал «Автоброкер» пишет, что в качестве платформы электромобиля используется шасси с интегрированной тяговой батареей, как в автомобилях Tesla.

Кузовные панели изготавливаются из экструзионного композитного материала, а многие элементы подвески и рулевого управления были скопированы (с адаптацией) с автомобилей «АвтоВАЗа» — с Kalina и Granta.

Объем багажного отсека составляет всего 180 литров

Длина City Modul 1 составит 3030 мм при ширине и высоте 1760 и 1600 мм соответственно. Снаряженная масса – от 486 до 798 кг, она зависит от выбранной комплектации.

Тяговый элемент российского электромобиля – это пара мотор-колес, расположенных на задней оси, тогда как спереди установлен электродвигатель с редуктором. Итоговая мощность всех агрегатов в сумме составит в пределах 15 кВт или порядка 20,4 л.с.

Базовый Zetta City Modul 1, по информации Motor.ru, получит батарею на 10 кВтч, заряда которой хватит на 180 км пути. Возможности других комплектаций на момент публикации материала известны не были.

Официальная информация о City Modul 1 и других проектах ZETTA

Для сравнения, электромобиль Nissan Leaf 2016 модельного года (самая актуальная версия) проезжает 135 км с 24-киловаттной батареей. Версия с АКБ на 30 кВтч обеспечивает 172 км пути на одном заряде.

Как делать электромобили в России

Несмотря на то, что электромобиль будет «нашим» на 99%, в денежном эквиваленте китайский двигатель будет составлять половину стоимости электромобиля. В декабре 2019 года компания представит около десяти экспериментальных образцов серией и начнет продажи. В следующем году планируется произвести 2000 машин, а потом довести это число до 15 000 автомобилей в год. При этом сборку будут осуществлять не более 200 человек.

Электромобиль Zetta разрабатывают с 2016 года; в 2017 году показали прототип. Затем спроектировали конвейер, а в 2019 году построили. Собирать Zetta будут на производстве в Тольятти.

Заявленные технические характеристики одним списком:

  • Габариты: 1600 × 3030 × 1760 мм
  • Тип батареи: LiFePO4 или Li-NiCoM
  • Ёмкость батареи: 10-32 кВт/ч
  • Пробег на одном заряде: 200−560 км (в зависимости от ёмкости батареи)
  • Снаряжённая масса: 486−708 кг (в зависимости от емкости батареи).
  • Общий крутящий момент: передний привод — 1050 Нм, полный привод — 1750 Нм.
  • Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничена контроллером).
  • Размер багажника: 180 литров.
  • Тормозная система: двухконтурная (электрические + механические), системы ABS и ESP.
  • Система отопления: в наличии.
  • Кондиционер: в наличии.
  • Бесключевой доступ: в наличии.

Обзор и последние новости

Салон.

  • длина – 3030 мм;
  • ширина – 1760 мм;
  • высота – 1600 мм.

Электрокар имеет трубчатый сварной каркас, который весит порядка 100 кг. Сверху на него надевается легкий стеклопластиковый кузов, а образуемые пустоты заполняются специальной промышленной пеной, что в результате образует каркасно-панельную конструкцию. Разработчики поставили себе задачу наладить производство 99% всех комплектующих на территории России, а исключением должна стать лишь батарея.

Ее планируется закупать в Китае, тогда как компанией-поставщиком уже выбрана GE Power Technology. К слову, тяговая батарея станет наиболее дорогостоящим элементом электромобиля и, по оценкам создателей машины, «потянет» примерно на 50% ее общей себестоимости.

Финансирование и бизнес-модель

В 2019 году планировалось, что годовой выпуск в 2000 электромобилей позволит проекту пройти точку безубыточности, и это при цене в 540 000 рублей за одну Zetta (изначально речь шла про 450 000 рублей, но про ценообразование мы напишем ниже) и рентабельности в 5-10%. По состоянию на сентябрь 2019 года в проект было вложено 450 миллионов рублей (190 млн из них в виде субсидий Минпромторга, остальные, надо полагать, собственные средства учредителя). Но, по словам основателя, для нормального запуска производства, которое планировалось наладить на 18 тыс. кв. метров цехов бывшей ООО «АЗ Пауэртрэйн», на тот момент не хватало еще 100 миллионов “деревянных”.

Zetta City Modul 1

Zetta City Modul 1

Сертификация и производство электромобиля

Помимо внутренних испытаний в зимних и летних условиях Zetta City Modul 1 требуется еще сертификация в НАМИ в Дмитрове. Но чтобы там автомобиль приняли на испытания модель должна быть серийной и собранной на текущем производстве. Также в Zetta планируют провести краш-тест, чтобы оценить потенциальные возможности для будущей сертификации электромобиля как полноценного транспортного средства категории M1.

Но на данный момент Zetta City Modul 1 не сертифицирован даже как квадроцикл (категория L7). По состоянию на конец 2020 года полностью собрано всего несколько электромобилей, один из них презентационный, но у него не работает система охлаждения двигателя и сломан зуб в редукторе. Вот, кстати, этот страдалец:

Zetta City Modul 1

На конец 2020 года в Сети появились фотографии с производства Zetta City Modul 1, которое выглядит заброшенным.

Подводим итоги

Современные электромобили явно не помешают на российском рынке. Да, действительно, мы можем утверждать, что пока они не будут массовыми и не достигнут безоговорочного успеха. Но развитие транспортных технологий требуется, и без этого просто невозможно продолжать развиваться дальше. Выбросы от двигателей внутреннего сгорания превышают допустимые нормы для экологии, и нам срочно нужно искать альтернативы. Zetta, конечно, не заменит стандартные авто и вряд ли станет самым продаваемым транспортом в России. Но в будущем у компании есть все шансы получить больше финансов для развития и разработать совершенно новые необычные модели, у которых будет лучше потенциал продаж.

Не стоит забывать, что Зетта уже пробовала выйти на рынок гражданского транспорта, представив свой крохотный электрокар с грозным дизайном Мерседеса G-класса, но тогда автомобиль не зашел даже в серийный выпуск. На этот раз все более чем реально. Авто заканчивает сертификацию, завод уже начал выпускать машины. В серийное производство модель входит уже в следующем году. В планах корпорации производство и реализация 15 000 таких мини-автомобилей в год. Конечно, планы очень амбициозные, и нам помнится бизнес-план Ё-мобиля. Но в целом мы не видим особых преград для продажи такого количества машин в России. А что вы думаете о новой разработке российского электромобиля Zetta?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: