Кроме «Камы»
В ближайшие два-три года, кроме «Камы», в России должны наладить производство электромобилей еще двух марок: Zetta и пока безымянного проекта «Моторинвеста». По словам замглавы Минпромторга Александра Морозова, быстрее всех на рынок должен выйти проект из Липецка «Моторинвест».
«За ним по пятам будет бежать Zetta. Потом, я думаю, будет «Кама». И все это в ближайшие два-три года», — сказал чиновник. Запуск в России нового завода по производству электромобиля «Кама-1» планируется ориентировочно в 2024-2025 годах. Zetta тем временем уже находится в процессе сертификации.
Если вы мечтаете о доступных электрокарах, почитайте нашу подборку вариантов с AliExpress. Конечно, не верх совершенства, зато дешево.
Автомобиль не для личного пользования
Гендиректор «КамАЗа» подчеркнул, что обычные автомобилисты, предпочитающие ездить на собственном автомобиле, не входят в целевую аудиторию данного проекта. С его слов, «Кама-1» разрабатывается с прицелом на сети такси и каршеринга.
«Мы не намерены конкурировать с большими кармейкерами, которые вложили уже огромные средства. Мы нашли себе нишу, определили ту, которая нас потенциально может заинтересовать. <…> Такси, каршеринг», – сказал Сергей Когогин.
В связи с этим пока нет данных, смогут ли россияне приобрести «Кама-1» в личное пользование. Прогнозируемая рекомендованная цена автомобиля тоже остается неизвестной.
Особенности конструкции электромобиля
Электромобиль Кама-1 относится к сегменту особо малых автомобилей А-класса, кузов представлен в форм-факторе “трехдверного” хэтчбека. Пожалуй, главной особенностью будущего российского электромобиля являются его родство с известной отечественной малолитражкой “Ока”, которая, помимо основного названия, также имела обозначения Астро, Тойма (фургон), Гном (пикап) и Кама. Как видно, исторические корни электрического наследника “Оки” скрывать не стали и даже позаимствовали одно из её прежних названий.
В основе электромобиля лежит специально разработанная безрамная платформа, на базе которой планируется разработка целого семейства электромобилей, в том числе пятидверный хэтчбек и кроссовер. Наружные панели автомобиля пластиковые, крепятся на трубчатый каркас. Разработчики считают, что автомобиль пройдет краш-тесты.
Особенности конструкции Кама-1
В серийную версию Кама-1 планируется ставить две подушки безопасности, водительская будет находиться на потолке, так как стандартное место на рулевой колонке занято монитором приборной панели. В этом создатели машины тоже не видят проблемы. Зато будут системы ESP и ABS.
Прототип Кама-1 соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) – такие выводы разработчики автомобиля сделали по итогам виртуальных тестов. Фактических испытаний электромобиль на момент дебюта не проходил, да и не мог – собран всего один прототип с особенностями премьерного автомобиля, первоочередная задача которого впечатлить, а не функционировать. По похожему сценарию развивались события с отечественным суперкаром Marussia – тогда тоже на премьеры возили прототипы, а с физическими образцами была масса технических проблем, которые по ходу дела решались кустарными методами.
Особенности конструкции Кама-1
Особенности конструкции Кама-1
Особенности конструкции Кама-1
Особенности конструкции Кама-1
Особенности конструкции Кама-1
Особенности конструкции Кама-1
Дизайн салона Кама-1 и оборудование
В салоне электромобиля есть проекционный дисплей, в переднюю панель встроена беспроводная зарядка для смартфонов с захватом для них же. Переключение передач производится шайбой. Дисплей приборной панели и одновременно системы мультимедиа находится неподвижно на рулевой колонке. Из-за такого нестандартного решения подушку безопасности водителя планируют устанавливать в потолок (навряд ли это плюс для безопасности). В Сети на этот счет уже шутят – вместо подушки предлагают выводить на монитор изображение иконы.
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Салон Кама-1, фото Drom.ru
Передние кресла – “спортивные” ковши с электрорегулировками спереди, сзади – цельный диван для двух пассажиров, однако кроме детей там никто не поместится – взрослому человеку там точно делать нечего
Обратите внимание на оставшееся расстояние для ног пассажира за водительским креслом:
Салон Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru
Что это будет
Затем, уже в январе нынешнего года, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин объявил, что в первом квартале состоится презентация нового проекта легкового электромобиля «Кама». И попросил не путать его с тем самым прототипом «Кама-1».
Это совершенно другой электрокар, его разработкой и производством займется новая компания, в которую в равных долях инвестировали лично Когогин и бизнесмен Рубен Варданян. «КамАЗ тоже рассчитывает войти в этот проект, это согласовано с нашими акционерами — ориентировочно на 25%», — добавил гендиректор КамАЗа. При этом он отметил, что те идеи, которые были заложены в «Каме-1», будут реализованы и в «Каме».
По его словам, компания уже ведет работу с потенциальными инвесторами. Когогин добавил, что для производства «Камы» рассматривается строительство отдельного завода, поскольку КамАЗ для этого не подходит. «У нас нет мощностей под выпуск легковых автомобилей. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране, либо будем формировать новой завод. Но я в роли инвестора выступаю в этом проекте, не управляющего», — пояснил Когогин.
А что с ценой? На этот счет можно строить только догадки, поскольку официальной информации нет. Гендиректор «КамАЗа» в прошлом году заявил, что автомобиль ориентирован не на частное, а на коммерческое использование. То есть создается для использования в такси и службах каршеринга. Возможно, именно потому, что получится не самым доступным.
Обещанного еще два-три года подождут
Отечественный электрический автомобиль «Кама-1» автогиганта «КамАЗ» может поступить в продажу в 2024 г. или даже 2025 г. Об этом в интервью каналу RTVI заявил Генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин.
Топ-менеджер подчеркнул, что выпуском машины будет заниматься не сам завод «КамАЗ», несмотря на то, что он принимал непосредственное участие в его разработке. Производство электромобиля ляжет на плечи дочерней компании завода – АО «Кама».
Сергей Когогин уточнил, на январь 2022 г. еще не было известно, где именно будет проводиться сборка. Ранее появлялась информация, что конвейер будет находиться за пределами России – в Венгрии.
Полноразмерный прототип «Кама-1». Вероятно, к серийному выпуску дизайн не изменится
Насколько точны прогнозы Сергея Когогина, сказать нельзя. Автомобиль, как сообщал CNews, должен был появиться в продаже еще в 2021 г., так как его испытания завершились осенью 2020 г. Тем не менее, по дорогам страны на момент публикации материала не ездила ни одна «Кама-1», да и в автосалонах ее найти тоже было нельзя.
Что это было
Электромобиль с современным комплексом водительских ассистентов получил название «Кама-1». Он представляет собой трехдверный четырехместный хэтчбек длиной 3,4 метра, шириной 1,7 метра и высотой 1,6 метра. Он получил литий-ионный аккумулятор емкостью 33 киловатт-часа и электромотор мощностью 80 киловатт, что позволяет ему развивать скорость до 150 км/ч и проезжать до 250 километров на одной зарядке.
Кстати, о зарядке: скорость полного заряда батареи в обычном режиме — 6 часов, в ускоренном — 20 минут. С места до 100 км/ч электрокар разгоняется за 6,7 секунды, как уверяют разработчики.
Нюансы и сомнения
Помимо тесного салона еще один минус длины кузова в 3400 мм – багажник “для галочки” – туда поместятся разве что пара дорожных сумок или пакетов из продуктового. Ну и кабель зарядки, само собой. Под капотом, как например у Tesla, дополнительного багажника тоже нет – там у Кама-1 пусковой аккумулятор, вакуумный усилитель тормозов и так далее – все выглядит почти как у обычного переднеприводного автомобиля.
Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru
У Кама-1 есть два порта зарядки – Type 2 (Mennekes) – распространенный на Старом континенте (он используется в европейских версия Tesla, а также в Hyundai Ioniq, Kia Soul EV и других), и порт для быстрой зарядки. Но как заряжать автомобиль непонятно – в России инфраструктура зарядных станций для электромобилей находится в зачаточном состоянии. С учетом скромного запаса хода в 250 км (в лучшем случае) вариантов для путешествий не так много.
Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru
Есть вопросы и по температурному диапазону эксплуатации электромобиля. В интервью изданию Drom разработчики Кама-1 сообщили, при температуре наружного воздуха ниже 50C энергия батареи расходуется на нагрев себя же, при минус 200C батарею нужно прогревать, иначе запуска не будет. При температуре от плюс 300C часть энергии будет использовано на охлаждение батарейного модуля.
Лидары, отвечающие за входную информацию об объектах на дороге для системы помощи водителю ADAS 3-4 уровня, встроены не только в лобовое стекло, но и в бампер – смотрится красиво, а на практике низко расположенные сенсоры столкнутся с суровой реальностью в виде дорожной грязи, песка и камней. Тоже самое будет и с радаром – он тоже находится в нижней части бампера.
Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег
Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег
Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег
Кама-1, кадр из видео Youtube-канала Академег
Еще одно сомнительное решение – у электромобиля отсутствует щетка стеклоочистителя заднего стекла и это не особенности опытного образца – инженеры автомобиля сообщили, что они “просчитали аэродинамику” и “дворник” не нужен. Камера заднего вида спрятана при этом глубоко в нишу под ручкой пятой двери чтобы не загрязнялась. А как же аэродинамика?
Немалый вес в 1300 кг (из них 400 кг приходится на батарейный блок) для А-класса тоже нельзя назвать плюсом. Разработчики планируют облегчить серийный вариант на 150-200 кг. Из вариантов реализации называют меньше колеса и шины (видок будет не тот), штампованные рычаги вместо сварных. Пластиковые наружные панели планируют оставить.
Российских легковых электромобилей нет
На январь 2022 г. в России не существовало серийно выпускаемых отечественных легковых электромобилей потребительского класса. Войти в эту нишу хотят многие компании, в том числе и никак не связанные с рынком автомобилей, но пока дело с мертвой точки не движется.
В декабре 2021 г. CNews писал, что выпустить свой электрокар собирается военный концерн «Алмаз-Антей». Для него это будет первый электромобиль и в целом первая машина гражданского назначения.
Так видит свой первый электромобиль «Алмаз-Антей»
«Алмаз-Антей» специализируется на выпуске военной техники, в частности, систем ПВО и ПРО, и на 100% принадлежит государству.
Концерн «Калашников», занимающийся разработкой оружия, тоже готовится к серийному выпуску электромобилей. Но если детище «Алмаз-Антея» вполне соответствует современным требованиям к внешности транспортных средств, то творение «Калашникова» выбивается из привычных представлений о гражданском автомобиле.
Легковой городской электромобиль, версия «Калашникова»
На момент публикации материала ни «Калашников», ни «Алмаз-антей» не организовали серийное производство своих электромобилей.
На полное отсутствие в России отечественных легковых электромобилей указывает и статистика продаж этого вида транспорта. На середину 2021 г. в стране насчитывалось около 12,3 тыс. легковых электромобилей (данные аналитического агентства «Автостат»). Народным любимцем признан японский Nissan Leaf, выпускающийся с 2010 г. и в 2017 г. обновившийся до второго поколения. В России их зарегистрировано 9273 шт. или почти 76% от общего числа электрокаров.
Электрическая «Ока»
На момент окончания испытаний разработчики называли «Каму-1» не иначе как кроссовером. На деле пока неясно, что именно общего у этого автомобиля имеется с современными кроссоверами – по своим габаритам он лишь на несколько сантиметров крупнее всем известной отечественной микролитражки, названной в честь российской реки, а по клиренсу он сопоставим с обычными легковыми автомобилями.
Электромобиль «Кама-1» действительно можно сравнить с «Окой», габариты которой составляют 3,2 метра в длину, 1,42 метра в ширину и 1,4 метра в высоту. Как пишут «Известия», длина электрокара – всего 3,4 метра при ширине 1,7 метра. Клиренс автомобиля составляет 16 см. А вот высоту автомобиля производитель по неизвестным причинам не раскрывает.
В прототипе «Кама-1» есть светодиодная оптика, но нет заднего дворника
Как и «Ока», «Кама-1» лишен важной составляющей, влияющей на уровень комфорта транспортного средства. У него нет задних дверей, хотя салон рассчитан на четырех человек
Таким образом, задним пассажирам нужно будет попадать в салон и выбираться из него через передние двери, но для этого нужно будет дождаться, пока его освободят водитель и передний пассажир.
«Кама-1» снаряжен светодиодными фарами и такими же задними фонарями. Комплектация включает панорамную крышу и съемные накладки крыльев, порогов и юбки бамперов. Сделано это для упрощения и удешевления ремонта – эти элементы можно снять и заменить на новые.
«Подкапотное» наполнение
В своем нынешнем исполнении электромобиль «Кама-1» способен проехать до 250 километров в городском цикле на одном заряде своего аккумулятора емкостью 33 кВтч. При этом на пополнение энергии в обычном режиме зарядки будет уходить по шесть часов (до полного заряда). Также есть ускоренная подзарядка до 80%, рассчитанная на 20 минут.
В теории, габариты автомобиля позволяют добавить две полноразмерные задние двери
В движение электромобиль «КамАЗа» приводит электромотор мощностью 109 л.с. С учетом небольших габаритов и, вероятно, массы (она не сообщается), автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунды.
Все перечисленное относится к базовой комплектации машины. Характеристики более продвинутой версии держатся в секрете.
Дизайн экстерьера Кама-1
Разработка дизайна Кама-1 тоже дело рук Санкт-Петербургского политеха (СПбПУ). К премьерному варианту пришли не сразу. В августе 2020 года в базе Роспатента появились изображения будущего Кама-1 за авторством СПбПУ. Этот вариант слегка отличается от представленного позже прототипа.
Кама-1 патентные изображения
Кама-1 патентные изображения
Кама-1 патентные изображения
В сентябре 2020 года пресс-служба КАМАЗ опубликовала первое “живое” изображение электромобиля, сообщив о его совместной разработке с Санкт-Петербургским политехом (СПбПУ). Дизайн был несколько изменен.
Электромобиль КАМАЗ
И, наконец, финальный и наиболее проработанный вариант прототипа показали во время премьеры электромобиля на выставке «Вузпромэкспо-2020».
Электромобиль Кама-1
Стоит отметить, что дизайн получился удачным и современным. Массивные бамперы, расширенные колесные арки, узкая светодиодная оптика, большие колеса с внушительным вылетом и высокий клиренс – все вместе создает интересный образ, несмотря на особенности пропорций кузова. Но до серийной сборки в таком виде Кама-1 не доберется (будет хуже).
Кама-1, фото Drom.ru
Кама-1, фото Drom.ru
Кама-1, фото Drom.ru
Кама-1, фото Drom.ru