Сохраняйте спокойствие
Необходимо стараться сохранять спокойствие и хладнокровие в любых ситуациях. Бывают ситуации, особенно в ограниченном пространстве, когда Вы при маневрировании ограничили проезд и вам начинают сигналить, торопить. Если вы начнёте суетится и реагировать, то с большой долей вероятности попадёте в аварию и заблокируете проезд.
Когда человек суетится или стесняется показать свою неопытность, то начинает судорожно совершать кучу ошибок: путает передачи, педали, сдаёт не в ту сторону, крутить руль не в ту сторону, перегазовывает, неправильно оценивать ситуацию и т.д.
Я думаю никому не хочется стоять, ждать ГАИ и тратить время на суд. Если что, все подождут.
Если кто-то будет неистово сигналить и ругаться, то объясните ему о последствиях. Если он хочет ускорить процесс, то пусть поможет.
Последствия быстрого износа шин
Прежде чем рассказать о наиболее важных правилах эксплуатации и хранении шин, поговорим о причинах такого внимания к состоянию резины. Хотя покрышки на колесах или дисках машины относительно легко можно заменить в любой момент, от выбора правильной резины и надлежащего ухода зависит безопасность автовладельца и его пассажиров:
- размер и габариты шин должны соответствовать характеристикам производителя – в противном случае, вы столкнетесь с непредсказуемостью в управлении, быстрым выходом из строя покрышек и других агрегатов машины;
- повышенный износ покрышек существенно ухудшает сцепление с дорогой, что приводит к непредсказуемым последствиям при управлении;
- если изношенные шины используются еще и вне регламентированного сезона, они практически не смогут помочь в преодолении снежного или ледового покрытия, луж и т.д.
Определить на глаз степень износа шин крайне сложно. Естественно, если в результате эксплуатации внешний протектор был полностью стерт или поврежден, это заметит даже неопытный водитель. Однако в большинстве случаев, только специалисты шиномонтажа или СТО смогут сделать обоснованный вывод о степени износа и необходимости замены резины на новый комплект.
Износ шин будет проверяться при прохождении техосмотра и оформления диагностической карты. Если эксперт выявит превышение максимально допустимого износа, влекущее ухудшение характеристик, он не имеет права выдавать карту для получения страхового полиса ОСАГО. Проверить состояние покрышек могут и инспекторы ДПС при остановке на дороге. Поскольку визуально оценить этот показатель крайне сложно, может выдаваться направление на инструментальный осмотр.
Таким образом, своевременный контроль за износом шин не только устраняет угрозу безопасности при вождении, но и существенно упрощает прохождение обязательных поверок и диагностик. Разберем, какие факторы влияют на износ покрышек, и что нужно учесть при их приобретении, эксплуатации, замене и хранении.
Факторы, влияющие на «облысение» шин
Есть масса факторов, ускоряющих износ шин. Перечислим самые распространённые:
- Небрежное вождение машины, особенно резкое торможение и старт с места с пробуксовкой. Сюда же относятся наезды на препятствия при движении на большой скорости, ситуации, когда боковины шин задевают за бордюры и т. д.
- Редкое техобслуживание и ремонт покрышек. Если должный объём технических работ не выполняется в положенные сроки, это ведёт к тому, что посторонние предметы, застрявшие в рисунке протектора, вовремя не обнаруживаются и не извлекаются. В результате они проникают глубже в шину, что ведёт к ещё большим повреждениям.
- Правила монтажа при установке и снятии шины были нарушены. Шины могут быть из разных комплектов, они могут быть разных размеров. Шину могут поставить на ржавый или повреждённый обод и т. д.
- Колёса не сбалансированы должным образом. Если в колёсах нет должного равновесия, то при езде на высокой скорости в одном из колёс возникает динамический дисбаланс, который приводит к биению шины либо в радиальном, либо в боковом направлении. Это может привести как к преждевременному износу, так и к самопроизвольному разбортированию колеса.
- Неверно отрегулированные развал и схождение ведут к износу как одного, так и двух передних колёс.
- Выработавшийся тормозной барабан может стать овальным, в результате торможение идёт неравномерно, и на протекторе шины изнашиваются только отдельные участки. При этом барабан ещё и перегревается, а температура шины увеличивается, что тоже способствует преждевременному износу.
- Наличие ощутимого люфта в системе рулевого управления и погнутые рулевые тяги, выступающие или изогнутые элементы рессор, провисшие из-за поломок крылья.
- Масло, подтекающее из двигателя прямо на протектор.
Излишне сильный износ протектора в середине шины
Если протектор практически полностью стерся в середине, но по краям столь серьезный износ не замечен, значит, проблема в езде по дорогам при высоком давлении в шине. Лишний раз сверьтесь, действительно ли вы накачиваете шину до того значения, которое рекомендовано производителем вашей модели автомобиля.
Некоторые опытные водители утверждают, что при поездках на перекачанной покрышке меньше расходуется бензин, и это действительно так. Связано это с тем, что автомобиль теряет хорошее сцепление с дорогой, и вся его масса перекладывается на середину шины, прижимая ее к дорожному полотну. Подобная экономия бензина выльется в необходимость частой замены шин из-за их быстрого износа.
Стоит отметить, что в холодное время года давление в шинах может понижаться из-за погодных факторов. Если отправиться в поездку на «ледяных» покрышках, то через некоторое время после начала движения воздух в шинах начнет серьезно разогреваться, и это может привести к превышению давления, рекомендованного производителем автомобиля. В результате, водитель получит плохое сцепление с дорогой и износ шины посередине.
Чтобы избежать проблем с повышением давления в шинах при разгоне автомобиля в холодное время года, следует перед каждой поездкой проверять соответствие давления в покрышке рекомендованному значению.
Сроки замены
Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге. Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения.
Любителям «погонять» менять резину придется чаще, да и протектор лучше все-таки проверять, так как шины изнашиваются гораздо быстрее и сильнее.
Следить за степенью изношенности покрышек необходимо всегда, независимо от того, по какой дороге автомобиль чаще всего ездит и какой стиль вождения у автовладельца. На дорогих моделях делать это несложно, для этого предусмотрен индикатор.
На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно. Как выяснилось, для этого есть несколько способов. Если резина изначально была куплена б/у или бюджетная, то за ее состоянием надо следить тщательнее, так как она быстрее приходит в негодность.
Источник kolesadom.ru
Многие автовладельцы даже не задумываются о том, что любые покрышки имеют определенный срок службы. Бывают ситуации, когда сильно изношенный протектор является причиной серьезной поломки автомобиля или, в крайнем случае, тяжелой аварии. Итак, как определить износ зимней резины и в целом допустимый износ шин, об этом пойдет речь далее.
Каждый резиновый обод колеса имеет определенный запас прочности. Данный срок указывается производителем и зависит от размера шины и сезонности (летняя резина, зимняя или всесезонная). В среднем такой срок составляет от 30 до 70 тысяч километров пробега автомобиля.
На каждое колесо автомобиля при движении идет различная степень воздействия, поэтому протекторы на одной машине могут быть изношены по-разному. К быстрому истиранию покрышки могут привести следующие причины:
- перегрузка автомобиля;
- плохой контроль за давлением воздуха в колесах;
- некачественный монтаж колес;
- неисправность рулевого управления или ходовой части автомобиля;
- нарушение балансировки колес;
- халатное отношение к правилам эксплуатации транспортного средства;
- естественная причина – старение шин (эксплуатация и/или хранение любой резины может осуществляться не более 10 лет).
Каждая из этих причин может привести к ускоренному выходу колес из строя или послужить причиной дорогостоящего ремонта автомобиля.
Виды стирания покрышек
1. Стирание по норме
Изнашивается определенная часть шины в зависимости от нее местонахождения. При этом управляемые колеса в большей степени изнашиваются по бокам, а ведущие – посередине. Для снижения уровня стирания покрышек рекомендуется периодически менять их местами.
Схема перестановки колес
2. Односторонний износ
Из названия понятно, что стирание происходит преимущественно с одной стороны. Причин этого несколько: положительный или отрицательный развал/схождение, повышенная скорость при прохождении поворотов, дефект полуосей, отсутствие соосности.
3. Центральное и двухстороннее стирание
При таком факте необходимо проверить давление в шинах, оно либо пониженное (двухсторонний износ), либо повышенное (центральный).
4. Стирание небольшими пятнами по окружности
При появлении данного износа необходимо провести балансировку колеса, а также проверить подвеску на исправность. Кроме того, единственное пятно может являться следствием экстренного торможения при заблокированных колесах.
Методы определения износа шин
При определении степени стирания можно поверить и проанализировать изменение высоты протектора. У новых колес эталонная высота может быть от шести до восьми миллиметров (летние колеса) и от девяти до двенадцати миллиметров (зимняя резина) в зависимости от фирмы-производителя.
Для определения уровня износа высота протектора измеряется в нескольких местах по окружности и берется усредненное значение, которое не должно быть меньше двух миллиметров на летней резине и четырех-шести миллиметров у зимней.
Замер с помощью линейки
Кроме того, некоторые производители выпускают покрышки со специальными индикаторами износа.
Как предотвратить износ шин автомобиля
Опытные автомобилисты всегда придерживаются 3 золотых правил, которые и помогают им дольше эксплуатировать резину.
- Регулярно поддерживать давление в колёсах. Основываться следует нормами, установленными производителем.
- Грамотно ездить. Это подразумевает плавное и равномерное передвижение, а не «рваный» стиль езды с резкими ускорениями и торможениями.
- Правильно хранить шины. Надо их ставить вертикально, можно вплотную друг к другу. Чтобы не было деформации, лучше использовать полукруглый стол. 1–2 раза в месяц их необходимо переворачивать.
А ещё крайне важно учитывать климатическую зону проживания. Например, в некоторых регионах Сибири нельзя использовать обычные покрышки — там для каждого времени года своя резина предусмотрена.. Летний и зимний рисунок протектора
Летний и зимний рисунок протектора
Вообще, про сезонность шин разговор отдельный.
- Летние покрышки оснащаются специальным шоссейным рисунком, дополнительно маркируются значком HP (HT). Они предназначены для езды по асфальту в жару или межсезонье, хорошо сцепляется с сухой и мокрой дорогой. Остаточная глубина протектора — 1,6 мм. Служат они обычно дольше зимней резины, так как не подвергаются большим нагрузкам.
- Зимние модели обязательно имеют мелкие волосяные прорези на блоках (ламели) или шипы. За счёт них покрышка эффективнее цепляется со скользкой твёрдой поверхностью. Служат такие шины около пяти лет. Окончание ресурса зимней резины выявляется по шипам. Если их совсем не осталось, изделие можно выбросить. Кроме того, на них не должно иметься грыжи, проколов и других повреждений.
Таким образом, допустимое максимальное старение покрышки определяется глубиной протектора. Это можно представить в процентах: 1,6 мм — от резины осталось всего 16% (максимальный), 4 мм — 58% (средний), 8 мм — 74% (практически новые)
Важно уметь также различать внутреннее и внешнее истирание, что укажет на неравномерный износ шин. Самый простой рецепт в этом случае — посетить регулировочный стенд, где специалисты быстро выставят правильный сход‐развал
Потеря настроек угла установки обычно происходит после неграмотно проведённого ремонта подвески, конкретной модели и условий езды.
Излишний износ протектора по краям
Как это выглядит. Внутренний и внешний протектор колеса имеет повышенный износ, когда как середина протектора изношена существенно меньше.
Причина: -Это первый и верный признак недостаточного давления в шинах. То есть такое давление не соответствует норме рекомендованной производителем автомобиля. Помните друзья о том, что недостаточное давление в шинах — это самое опасное состояние покрышек. Дело вот в чем. При уменьшенном давлении в шине она начинает подвергаться большему сгибанию, а согласно тем же законам физики это означает, что при вращении колеса сама покрышка будет накапливать большее количество тепла. В итоге резина не будет равномерно прилегать к дорожному покрытию и соответственно мы получим с вами неравномерный износ резины.
Также, это недостаточное давление в покрышках приведет к тому, что резина не будет достаточно смягчать удары на дороге и что естественно напрямую будет влиять на саму подвеску. Со временем это жесткое воздействие на подвеску может привести к ее преждевременному выходу из строя, а заодно повлиять и на сход-развал.
Как же избежать проблемы от недокаченных (недостаточность давления) шин? Мы опять с вами возвращаемся к тому же, что каждый из водителей регулярно должен проверять давление воздуха в колесах, то есть, каждый месяц или каждый раз после резкого перепада температуры на улице. Также необходимо помнить, что остывшие колеса (при стоянке ночью) могут показывать давление ниже положеного, чем рекомендовано производителем автомобиля. Ну а при длительной поездке на автомобиле из-за нагрева воздуха давление может уже и превысить такую норму.
Также мы советуем вам не полагаться на электронную систему предупреждения изменения давления в шинах, которая есть во многих современных автомобилях.
Дело в том, что эта система, как правило, предупреждает нас о изменении давления в колесе либо при резком колебании этого давления (например, резкое падение давление в шине более чем на 25%), либо при существенном снижении такого давления в течение длительного времени.
Другими словами можно сказать, что данная система предупреждения о давлении в колесах может сработать только тогда, когда давление в шинах будет существенно на порядок меньше, чем необходимо. А это означает, что вы рискуете долгое время проездить на колесах с недостаточным давлением воздуха.
Как определить износ шин
Нормальный износ шин — это, если остаточная глубина протектора более установленных законом норм. Для разных категорий транспорта эти нормы разные. Для легковых автомобилей нормальным износом считается, если остаточная глубина протектора будет более 1,6 мм для летней резины и более 4 мм для зимней.
Причем определение степени износа шин может быть разным:
Индикатор износа в центральной канавке
Цифровой индикатор износа резины
Так определяют износ резины с помощью измерительного инструмента
- Некоторые производители устанавливают индикаторы износа в продольной канавке протектора. Изначально индикатор находится в глубине протектора, но по мере износа он становиться ближе к поверхности. Если отмечено, что этот индикатор начал стираться от контакта с дорогой, это указывает на граничный износ и надобность в замене шины.
- Другие производители наносят цифровые индикаторы. То есть, на поверхности секций протектора нанесены цифры, которые исчезают по мере износа.
- Также для определения степени износа могут использоваться цветовые индикаторы (в резину впаивается слой определенного цвета). Как только этот слой становиться заметным, это является сигналом граничного износа.
- Использование измерительного инструмента. Самый простой и при этом надежный способ. При помощи специального глубиномера или обычного штангенциркуля всегда можно проверить состояние протектора, причем в любом месте по окружности шины.
Видео: Об индикаторе износа шин
https://youtube.com/watch?v=t2pD92SUuvs
Какими бы качественными не были шины, они в процессе эксплуатации сотрутся. Но как быстро это произойдет – зависит от водителя. Умеренный стиль езды, своевременное обслуживание составных частей ходовой части, поддержание давление колеса в рамках нормы позволит значительно продлить срок службы шин. При этом не стоит забывать о безопасности, на которую колеса тоже влияют, поэтому следует периодически проверять высоту протектора и менять шины в случае их износа.
Основные принципы защитного вождения
Будьте внимательны на дороге
Во время управления автомобилем важно быть максимально сосредоточенным и погруженным в процесс. Это необходимо для того, чтобы вовремя среагировать в экстренной ситуации, заблаговременно увидеть пешехода и оценить ситуацию на дороге при совершении маневров
На концентрацию негативно влияют такие отвлекающие факторы, как телефон или разговоры. Также не стоит садиться за руль сонным и во время болезни, так как это влияет на возможность сосредоточиться и повышает утомляемость.
Лучше уступить, чем попасть в ДТП
Так как на 100% предугадать действия других участников движения невозможно, будь то водители или пешеходы, лучше всегда уступать дорогу в неоднозначных ситуациях. Даже имея преимущество, если вы не уверены, что стоит проехать первым, уступите. Несколько секунд сэкономленного времени не стоят возможного столкновения.
Не торопитесь
Высокая скорость движения негативно сказывается на управляемости автомобиля и на удлинение тормозного пути. Также при быстрой езде намного труднее оценивать ситуацию.
Не думайте за других
Не стоит оценивать действия других водителей, отталкиваясь от того, как вы ведете себя на дороге. Машина может совершить маневр без предупреждающего сигнала и, включив поворотник, не повернуть
Многие водители думают только о себе и могут подрезать и обгонять, мешая всем остальным, поэтому важно уметь действовать по ситуации и подстраиваться под чужое поведение
Следите за своей безопасностью
Несмотря на то, что основная функция защитного вождения — это предотвращающее аварии управление автомобилем, не стоит забывать и про техническое состояние вашей машины.
Автомобиль должен быть полностью исправен. В первую очередь нужно проверять:
- световые приборы;
- тормоза и рулевое управление;
- ремни безопасности.
К несчастью, не все машины оснащены подушками безопасности. Например Жигули, Волги и Лады старого образца их не имеют. В таких автомобилях также не продуманы сминаемые зоны, защищающие водителя при ДТП, поэтому их владельцам нужно быть вдвойне аккуратнее на дорогах.
Показывайте свои намерения
Заблаговременное уведомление других участников дорожного движения о маневрах необходимо для предотвращения столкновений. Также не забывайте включать фары, иначе вас не будет видно ночью, а днем будет сложно отличить от стоящего автомобиля, если вы медленно едете или начинаете движение.
Соблюдайте дистанцию
Соблюдение станции дает вам возможность вовремя отреагировать: затормозить или объехать автомобиль или препятствие.
Не рискуйте
Не совершайте резких движений и обязательно смотрите в зеркала заднего вида, чтобы выбрать правильное время, скорость и траекторию для маневра.
Что влияет на износ шин?
Какой бы качественной не была шина, со временем она сотрется и потребуется ее замена. Но одно дело, когда она отходила вполне нормальный срок, приблизительно совпадающий с заявленным производителем пробегом, при этом износ – равномерный (по всей окружности рабочей поверхности) и, совсем другое, если шина не отходила и половины заявленного ресурса, а стертость ее – неравномерная. И здесь уже дело больше касается финансовой части, поскольку менять каждый сезон резину – достаточно дорогое удовольствие.
Срок службы комплекта шин зависит от ряда факторов:
- качества материала изготовления;
- технической исправности авто;
- особенностей эксплуатации;
Что касается материала изготовления, то здесь все понятно. У шин из низкосортной резины с большим содержанием сажи очень быстро сотрется протектор, возможны разрывы корда, поскольку сам материал просто не способен выдерживать нагрузки, которые приходятся на колеса.
Техническая исправность некоторых составных частей достаточно серьезно сказываются на ресурсе шин. К таким узлам можно отнести подвеску, тормозную систему, рулевой механизм. Неисправность и нарушение регулировок каждой указанной составляющей обязательно приведут к неравномерному износу. Сюда также можно отнести и техническое состояние самих колес – несоответствие давления воздуха в шинах, разбалансировка, длительная стоянка авто без движения – одни из основных причин неравномерного и быстрого износа протектора.
Видео: Неравномерный износ шин.
Что касается особенностей эксплуатации, то влияние на состояние шин может оказать агрессивный стиль езды с частыми пробуксовками, несоответствие типа резины по сезону (особенно, если осуществляется эксплуатация зимней резины в летний период), частые или постоянные поездки по дорогам, покрытых гравием и щебнем.
Стоит отметить, что износ шин еще зависит и от оси на которой они используются. Если это управляемые колеса, то у них больше стираются боковые зоны рабочей поверхности. Все это из-за того, что при изменении траектории движения (при повороте), все воздействующие на колесо силы приводят к деформации шины, в результате чего она больше контактирует боковыми поверхностями протектора, а не центральной. Что касается ведущей оси, то у нее такого ничего нет, наоборот у нее основное пятно контакта приходятся на середину протектора.
У переднеприводных же авто все это сочетается, поэтому износ передних шин более равномерный, но протектор у них стирается быстрее, чем у колес, установленных на задней оси.
Поскольку от состояния шин зависит безопасность движения, управляемость авто, тормозной путь, то следует периодически проводить осмотр их на наличие дефектов, а также проверять глубину остаточного протектора.
Примечательно, что неравномерность износа шин имеют свои определенные причины, поэтому определить, что послужило этому — несложно. Вот только сами колеса уже не восстановить, поэтому все предпринятые меры помогут сохранить шины, которыми будут заменены поврежденные.
Тормозной путь автомобиля
Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:
- Скорость движения;
- Техническое состояние тормозной системы;
- Состояние проезжей части дороги;
- Масса транспортного средства.
Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.
Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.
Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.
Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.
Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.
Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.
Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.
Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.
Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.
Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.
Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.
Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.
Протектор изношен неравномерно, в виде отдельных пятен, причины, как устранить
В чем это проявляется: одно пятно на шине больше изношено, нежели другое.
Причина: одиночные пятна с повышенным износом на поверхности колеса не редко встречаются в условиях вынужденного резкого торможения, заноса и выруливания с целью уйти от удара (к примеру, если на дорогу неожиданно выбежало какое-то животное). Такой износ особенно будет заметен после резкого торможения с заносом, если в транспортном средстве нет антиблокировочной тормозной системы.
Суть в том, что в условиях резкого торможения и выруливания с целью уйти от удара, транспортное средство без антиблокировочной тормозной системы больше подвержено заносу с заблокированными колесами. Это и влечет за собой примерно такой тип изношенного пятна на поверхности шины. Также такие пятна способны появиться в транспорте, который был припаркован на протяжении длительного времени.
Помните, что при долгой стоянке автомобиля существует риск, что на резине появятся пятна износа в результате неравномерного распределения веса машины на покрышки. Суть в том, что в условиях парковки протектор шины не полностью соприкасается с поверхностью. В результате от долгой стоянки происходит деформация определенного участка резины.
Безопасность водителя: основные правила
Производители автомобилей предусматривают технические возможности защиты водителя, такие как ремни безопасности, подушки безопасности, приборы освещения, зеркала заднего вида, датчики сближения и другие технические средства. Следует отметить, что всеми этими средствами защиты необходимо правильно пользоваться, только в этом случае они будут работать правильно и выполнять свои функцию по обеспечению безопасности.
Ремни безопасности
Ремнями безопасности сейчас оборудуются практически все автомобили. По российской и зарубежной статистике, применение ремней безопасности помогает избежать тяжелых травм и смерти в 75–77 случаях из 100. Поэтому водитель должен перед началом движения обязательно пристегнуться ремнем безопасности.
Световые приборы
В темное время суток при грязных или неисправных приборах освещения водитель быстро утомляется, что сказывается на его работоспособности. Все световые приборы должны быть в исправном состоянии, очищены от грязи, пыли, тщательно промыты водой и протерты мягкой чистой тряпкой или специальной замшевой салфеткой.
Стекла автомобиля
Водитель должен иметь хороший обзор, что невозможно при наличии на стеклах автомобиля грязи, подтеков, радужных разводов
Поэтому очень важно иметь в бачке омывателя достаточный запас жидкости. В летнее время это водный раствор автошампуни
Зимой в бачок заливается незамерзающая жидкость. Опытные автомобилисты при необходимости используют обыкновенную водку.
Посадка водителя
Замедленная реакция на ситуацию происходит от неправильного положения тела водителя, что ведет к потере долей секунды. Причиной является неправильное положение сидения. Оно отодвинуто далеко и водителю приходится «тянуться» к педалям. По этой же причине не получается быстрый поворот руля. Следует в первую очередь «подогнать» сидение под себя.
Делается это просто:
Спинка сидения откидывается назад, педаль сцепления выжимается до отказа. Двигая кресло по горизонтали, устанавливают его в положение, при котором левая нога немного согнута в колене.
Верхняя точка рулевого колеса наиболее удалена от водителя. Наклон спинки регулируют так, чтобы можно было без труда сделать захват левой или правой рукой в этой точке, не отрывая спину от спинки сидения.
Пристегивается ремень безопасности. Левой рукой делается захват в верхней точке руля, включается самая дальняя от водителя передача (3 или 5). Если при этих движениях спина не отрывается от спинки кресла, сиденье установлено правильно.
Основные правила безопасности
Садясь за управление автомобилем, нужно сразу настраивать себя, что это не легкое развлечение, а серьезная работа, которая требует максимума концентрации и быстрой скоростной реакции.
Правила, которые нужно выполнять:
- При управлении автомобилем руки следует держать в верхней четверти обода рулевого колеса;
- Спина должна быть плотно прижата к спинке сидения;
- На стекле, щитке приборов ничего не должно быть лишнего;
- Громкость приемника или магнитофона должна быть минимальной, а в сложных дорожных или городских условиях эти устройства лучше не включать;
- Водитель не должен вести разговоры с пассажирами, особенно этого не следует делать в сложной ситуации.
Поддержание физической формы
Тело водителя находится в статическом состоянии. Как результат, через 1–2 часа появляется утомление, скованность, снижение скорости реакции. Нужно перед поездкой или в длительных поездках выполнять минимальный комплекс упражнений тонизирующих и снимающих застойные явления.
Можно рекомендовать следующий несложный набор упражнений:
- Круговые движения головой
- Повороты туловища в сторону с наклоном и касанием пальцами ступней ног
- Глубокие приседания
- Махи ногой с максимальной амплитудой (вперед-назад)
- Круговые движения корпуса, наклоны
- Бег на месте 15—60 сек
- Спокойная ходьба 1 – 2 минуты.
10–15 минут занятий и мышцы тела получают нормальный тонус, что сказывается на работоспособности и скорости реакции водителя, а значит и на безопасности.
Эти несложные правила помогут повысить уровень безопасности, сохранить не только автомобиль от серьезных повреждений, но и здоровье, жизнь водителя и пассажиров.