2) Гласный звук после шипящего находится в безударном положении
Здесь возможны варианты написания гласной буквы (например, могут «спорить» буквы И и Е: жИлаю или жЕлаю), поэтому необходима проверка.
а) Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным, а если это невозможно, т.е. проверяемое слово является словарным, то его написание следует запомнить.
Так, в слове Ш..РСТЯНОЙ гласный звук после Ш является безударным, поэтому нужно проверить, какую букву писать — И или Е. Для этого находим проверочное слово с ударным гласным: ШЕРСТЬ. В слове ЖЕМЧУЖИНА проверочным словом для проверки безударного гласного в корне является ЖЕМЧУГ. В словах ЖЕЛАЮ, ИНЖЕНЕР, ЖЕЛЕЗНЫЙ к безударному гласному в корне нельзя подобрать проверочное слово, значит, смотрим правильное написание в словаре.
б) Если безударная гласная после Ж-Ш находится в окончании или суффиксе, то проверку делают с помощью ударения или путём грамматического анализа.
Пример: свежИЕ, хорошИЕ огурцы (какие?) — окончание прилагательных ИЕ,но: свежЕЕ молоко, хорошЕЕ настроение (какое?) — окончание прилагательных ЕЕ.
Примечание. При отработке орфограммы ЖИ-ШИ первоклассникам предлагают простые слова, в которых сложно ошибиться
Уже во 2-м классе (после изучения темы о проверяемых безударных гласных в корне) учитель может обратить внимание учеников на то, что традиционное правило о написании ЖИ-ШИ можно применить не во всех случаях, и дополнить правило условием про ударение и проверку слов
А есть ли исключения из правила на ЖИ-ШИ? Можно ли найти слова, в которых всё-таки пишется буква Ы после Ж или Ш?
На эту тему придумали такую примечательную фразу: «»ЖИ-ШИ пиши с буквой И» — твердила учительница Жылыспанова Шынар из Жылабайского района города Шымкент». Как видно из этого примера, написание буквы Ы после Ж или Ш всё-таки возможно. Но данное исключение относится только к именам собственным — именам, фамилиям и географическим названиям. Чаще всего это иноязычные слова, хотя можно встретить варианты с буквой Ы и у некоторых русских фамилий: Жылкин, Шылов, Шыроков, Шышкин, Мужыла. А в Москве есть врач, в фамилии которого встречаются оба буквосочетания ШЫ и ЖЫ: Шыжыыр.
Видео:Русский язык. Памятка №2. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуСкачать
Выбор размера
Как правило, производитель автомобиля рекомендует 2-3 размера шин для каждой модели. Наклейку с этой информацией можно найти на передней двери или центральной стойке кузова, а также в руководстве пользователя. Например, для седана Lada Vesta рекомендованы два варианта: 185/65 R15 и 195/55 R16. Также могут подойти шины 205/50 R17 от Vesta Sport/Vesta Cross. Но это, во-первых, нарушает рекомендации производителя, а во-вторых, вы должны быть уверены, что эти колеса не будут ничему мешать во время движения. Лучше не отступать от рекомендаций производителя и не экспериментировать.
В России и Европе используется метрическая система размеров. Обозначение шины 205/50 R17 означает ширину 205 мм, высоту профиля 50% от ширины (102,5 мм), R — это обозначение радиальной шины, установленной на 17-дюймовый диск. Иногда шины для коммунальных служб и внедорожников имеют обозначение размера: 215R16. В этом случае высота профиля составляет 82% (стандарт), или примерно 176 мм.
Менее распространенной (и в основном во внедорожных шинах) является однодюймовая система, например. 31×10.5 R15 . Это означает, что шина с внешним диаметром 31′ имеет ширину 10,5′ для 15-дюймовых дисков. Ближайший метрический эквивалент — 265/70 R15 .
При замене шин лучше всего покупать размер, рекомендованный производителем
Это важно, поскольку автомобиль настроен на определенный размер колес. Разные шины могут вызвать сбои в работе электроники (ABS и ESP), большие и тяжелые колеса быстрее изнашивают подвеску, ширина шин или колеса с другим смещением могут радикально изменить ходовые качества
Шины или покрышки, как сделать это правильно
1. при покупке новых шин проведите их обкатку, чтобы добиться максимального сцепления с дорогой. Период обкатки заключается в спокойной езде около 200-300 км, без резких ускорений, поворотов и торможений
Особенно важно учитывать этот принцип при притирке зимних шин, так как шипы ‘садятся’ на место и снижается вероятность их вылета
2 Чтобы сохранить шины и увеличить срок их службы, необходимо правильно их использовать. Срок службы шины может составлять от 1 до 4 лет — в зависимости от того, как и в каких условиях она используется. Стиль вождения, мощность двигателя, качество дороги и скорость эксплуатации могут повлиять на срок службы шины. Резкое вождение и высокие скорости приводят к быстрому износу шин. 120 км/ч или 60 — это только половина разницы в износе шин. Зимние фрикционные шины с шипами и без шипов при неправильном использовании будут изнашиваться быстрее летних, так как зимние шины мягче летних, содержат специальные ингредиенты, которые сохраняют свою пластичность, эластичность и мягкость при температуре ноль и ниже, это делается для обеспечения максимальной безопасности в суровых зимних условиях.
3 Следите за качеством шин, регулярно проводя тщательный осмотр. Проводите их либо в гараже, либо в шиномонтаже. Также стоит проверить, есть ли на вентиле специальный колпачок, защищающий его от пыли и грязи. Гвозди или другие острые предметы, торчащие из шины, отклоняют уплотнения. Это опасно при вождении — выступы вызывают внезапную потерю давления внутри шины. Если на боковине шины есть небольшие трещины, это означает, что шина уже старая и потеряла свою эластичность. Если на боковине появляется волдырь (также известный как грыжа), очевидно, что внутренняя структура была нарушена, что необратимо, поскольку разрушились армирующие волокна
Также важно проверить состояние износа шин, поскольку сильно изношенные шины приводят к эффекту аквапланирования при движении в дождь. Это означает, что при попадании в лужу автомобиль приподнимается и теряет контакт с дорожным покрытием, что приводит к потере управления
Сильный износ шины, в свою очередь, означает повышенную вероятность прокола шины.
Гласные в глаголах и отглагольных словах
В окончаниях глаголов возможно употребление -ё-
или -е-
.
- В ударной позиции пишется буква -ё-
(печёт, течёт, бережёт
). - В безударной позиции следует писать -е-
(машет
, скачет
).
Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.
- Под ударением употребляем -ё-
(ночёвка, тушёнка, вооружённый
). - Без ударения — -е-
(взвешенный, построенный).
По поводу е/ё
мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё
заменяют в письменной речи на е.
Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах — это скорее вопрос правильного произношения.
Обратите внимание! Речовка
— неотглагольное существительное с ударной -о-. Ночёвка
— отглагольное существительное с ударной -ё-
Следует отличать слова ожёг
(глагол) и ожог
(существительное), поджёг
(глагол) и поджог
(существительное).
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
ПравилоВ словах после «ц» под ударением пишется буква «о», без ударения — «е».
- цо́коль
- крыльцо́
- скворцо́м
- танцо́вщица
- цехово́й
- танцева́ть
- си́тцем
Исключенияге́рцог, ге́рцогиня, пала́ццо, цокота́ть, цокоту́ха
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится , если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
- бечёвка — бечева,
- пшёнка — пшено,
- зачёт — зачесть,
- жёрнов — жернова,
- жёлоб — желоба,
- щёки — щека, щекастый.
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
- шо́рох
- шо́вчик
- шо́мпольный
- крыжо́вник
- прожо́рливый
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
- мальчо́нка
- бумажо́нка
- каблучо́к
- свежо́
- плащо́м
- чужо́му
но
- овра́жек
- горо́шек
- сто́рожем
- под кры́шей
Исключениеещё
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
- течёт
- жжёт
- обнажён
- напряжённый
- корчёвка
- упрощённость
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу,
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог,
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
ожо́г → ожо́говый (центр).
Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях
Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц-
. Употребление -о-, -е-
зависит от части речи и морфемы.
В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:
- под ударением нужно употреблять -о-
(девчонка, парчовый, крючок, ключом,
бойцом);
- в безударной позиции мы пишем -е-
(замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).
Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр
: монтёр, стажёр.
- под ударением употребляем -о-
(горячо
); - в безударном слоге ставим -е-
(жгуче
).
Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о-
и -е-
выступают суффиксами.
Справочник Розенталя
§ 4. Гласные после шипящих
- После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.
- Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
- Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.).
- После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:
- а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёлчь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;
- б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а), трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.
- Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шóмпол – шомполá.
- Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).
- Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: кишка – кишóк, ножны – ножóн.
- Ср.: рожóн (рожнá).
§ 5. Гласные после ц
- После ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т. д.). Например: Цюрих, Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.
- В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о, например: цóкать, цóколь, цóкот.
- Примечание 1. Написание с о сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокотáть, цокотýха.
- Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге, например: гéрцог, герцогúня, палáццо, скéрцо.
- После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.
- Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).
Назначение, функции
В целом, колеса автомобиля делятся на три категории, в зависимости от выполняемой ими функции, — ведущие, управляемые, поддерживающие. На ведущие колеса подается вращение и благодаря контакту с дорогой они заставляют автомобиль двигаться. Но в процессе передвижения авто необходимо изменять направление движение, маневрировать и за это отвечают управляемые колеса.
Грузовые авто предназначены для транспортировки грузов и для снижения нагрузки на ведущие и управляемые колеса, в конструкцию ходовой части добавлены поддерживающие. Они не приводят в движение авто, не участвуют в обеспечении маневрирования, их задача – принятие части нагрузки «на себя».
В легковых авто используется 4 колеса, в грузовиках же их количество может достигать и 12, а в спецтехнике – до 24. Примечательно, что на грузовиках обычно колеса разделены по категориям – одни из них ведущие, вторые – управляемые, остальные – поддерживающие.
Что касается легкового транспорта, то у них используемые виды колес автомобиля могут делиться как по назначению, так и быть совмещенными. К примеру, в заднеприводных моделях колеса, установленные на задней оси – ведущие, а на передней – управляемые. А вот в переднеприводных версиях – колеса передней оси являются одновременно и ведущими, и управляемыми, задние же выполняют лишь поддерживающую функцию.
Написание букв о, ё после шипящих, алгоритм выбора
Для определения правильного выбора буквы необходимо:
Определить часть речи слова
Это важно в случаях, когда орфограмма находится вне корня слова.
Разобрать слово по составу. Морфемный разбор поможет выяснить, в какой части слова — корне, суффиксе или окончании, находится орфографическая проблема.
Поставить правильное ударение.
Подобрать соответствующее правило орфографии
Выбор гласной в корне слова
- Гласная Ё пишется под ударением в случаях, когда в других формах этого слова или однокоренных ему пишется буква Е: шёпот — шептать; пчёлы — пчела; жёлтый — желтеть; шёл — пришедший.
- В случае, если подобрать проверочное слово не получилось, то под ударением в корне слова пишется буква О: изжога, трущоба, чокаться, шорох, крыжовник, шов, обжора.
- В корне слова под ударением пишется О в иноязычных по происхождению словах: жонглировать, капюшон, шок.
Выбор гласной в суффиксе и окончании
Буква О пишется в позиции ударной
- В окончании имен существительных: плющом, монтажом, мячом.
- В окончании имен прилагательных: большого, чужого.
- В суффиксах имен существительных: собачонка, мечом, медвежонок, книжонка, должок.
- В суффиксах имен прилагательных: ежовый, ножовый, грошовый. смешон.
- В суффиксах наречий: горячо, свежо, хорошо.
Буква Ё пишется в позиции ударной:
- Под ударением в суффиксах глаголов, причастий и слов, образованных от глаголов: лишённый, выкорчёвка, печёт, ночёвка, отягчённый, польщён.
- В окончании личных форм глагола: течёт, лжёт.
- В суффиксах существительных: стажёр, ретушёр, тренажёр.
- В суффиксах страдательных причастий: орошённый, прекращён, сражённый.
- В суффиксе отглагольных прилагательных: тушёнка, жжёный, копчёности.
- В местоимениях предложного падежа: на чём, причём, о чём
ЗАПОМНИ правило для написания орфограмм в корнях ЖОГ/ЖЕГ:
- В существительных пишется буква О: совершил поджог дома; сильный ожог.
- В глаголах пишется буква Ё: хулиган поджёг дом; сильно обжёг ногу.
Правила и примеры
Правописание слов с О, Е после шипящих и Ц считается сложной орфограммой. В большинстве таких слов мы слышим звук , а буквы пишем разные. Для примера произнесем слова: печЁнка, плащОм, шОрох, шЁлковый, девчОнка. Везде слышится .
Сложность разнообразного написания этих и подобных слов можно объяснить изменениями русского языка в течение многих столетий. В речи наших предков шипящие звуки были мягкими. Но с течением лет и стали твердыми. В наши дни сохранили мягкость только шипящие согласные , .
Правило № 1: для окончаний существительных и прилагательных
В окончаниях имен сущ. и прил. после шипящих и Ц под ударением ставится буква «О», без ударения – «Е».
Примеры: ежо́м, чужо́й, борщо́м, плечо́м, врачо́м, овцо́й, большо́й, купцо́м, ры́жего, ча́щей, ту́чей, ку́рицей, ко́жей, больни́цей, пти́цей.
Иными словами, если окончания безударные, правильно писать «Е», а если ударные – «О».
Правило № 2: для корней слов
В корнях слов под ударением после шипящих и Ц пишется «Ё», в случаях, когда можно подобрать однокоренное слово с «Е». Писать «О» следует, если однокоренное слово с «Е» невозможно подобрать.
Примеры: дешёвый – дешевизна, жёрдочка – жердь, шоу, трущоба, шорох.
Схема:
Правило № 3: для суффиксов прилагательных и существительных
В суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется «О», без ударения – «Е». В отглагольных существительных правильно писать «-ЁР» или «-ЁВК» (исключениями являются суффиксы после Ц, в них всегда ставится «О»).
Примеры: танцо́р, облицо́вка, ночЁвка, стажЁр, до́ченька, грибо́чек, воротничо́к, казачо́к, камышо́вый, дрожжево́е, ла́ндышевый, бе́жевый.
Правило № 4: для окончаний глаголов
В окончаниях глаголов после шипящих пишется «Ё» под ударением, и «Е», если гласная безударная.
Примеры употребления Е и Ё в глаголах: бережЁт, течЁт, мо́жешь, хо́чет.
В личных окончаниях глаголов не бывает буквы О. Перечень возможных окончаний в таблице:
Все правила кратко в видео уроках:
для учеников 4 класса (правописание суффиксов и приставок):
для учеников 5 класса:
для учеников 6 класса:
Критика
Набор исключений в корнях (цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц) случаен. У Грота эту группу составляли слова, заимствованные из польского, в том числе цыбик, цынга, цырюльник, цыновка, цыфирь (но не цифра), панцырь. Эти слова (кроме цырюльник и цыфирь) сохранялись с ы до реформы 1956 года. Их можно видеть в книгах, изданных совсем незадолго до неё (интересно, что Лопатин отрицает, что была какая-либо реформа после 1918 года). Почему убраны одни исключения, но оставлены другие — непонятно. Реформа Лопатина добавила в список исключений слово цыркать.
Аналогично для шипящих: можно сравнить хороший—хорошо и синий—сине. Видно, что здесь исконное е. Шипящие вообще образуются только перед гласными переднего ряда (см. первая палатализация). Поэтому любое о после шипящих в славянском слове неэтимологично (должно быть е или ё). Если оправдать это о тем, что ж, ш отвердели (а в некоторых северных говорах ч, щ отвердели тоже), но почему мы не пишем о после ж, ш (и заодно ч, щ) во всех случаях?
Отменённое предложение Орфографической комиссии — бессмысленная ломка правил заимствования из французского (u > ю, ou > у). Проще было бы отменить все ю, я после шипящих и ц (или, наоборот, все у, а, как и э).
Замена о/ё после шипящих на всегда о или всегда ё — одно из самых эффективных упрощений. Такая замена предлагалось неоднократно (на орфографических совещаниях 1862 года, в проекте Главнауки 1930 года, в реформе 1964 года). При этом формулировка настолько проста, что такая замена по образцу 1918 года может быть проведена без предварительного переиздания словарей и грамматик.
Аргументы за ё после шипящих и против о после шипящих:
- Этимология.
- Чередование е/ё нагляднее чередования е/о.
- Не раздваивается парадигма образования причастий типа устранён/решён (ср. устранён/решон).
Аргументы за о после шипящих и против ё после шипящих:
- Точки над ё часто пропускают, что может испортить произношение.
- Правило с о уже действует для ц.
- Рисунок о проще.
- В других правилах (жи/ши, ча/ща) тоже используется самая частая гласная из двух возможных.
- Не требуется сохранение точек над ё для возможности видеть ударение без знака ударения (в безударной позиции шо(шё) и т.п. допустимы только в заимствованиях).
Аргументы за о после твёрдых шипящих и ё после мягких шипящих:
- Написания жё, шё с одной стороны или чо, що с другой стороны выглядят нелогично с позиции мягкости.
- Небольшая экономия по сравнению с регулярным ё после шипящих из-за простоты рисунка о.
Аргументы против о после твёрдых шипящих и ё после мягких шипящих:
- Правило несколько сложнее.
- В некоторых диалектах ч, щ твёрдые.
- Ненаглядное чередование е/о: прошедший—прошол и т.п..
- Раздваивается парадигма образования причастий типа устранён/решон.
Число парадигм склонения не меняется в любом из трёх методов.
Аргументы за свободное употребление о/ё после шипящих:
- Не требуется переучиваться.
- Не требуется переиздавать словари.
Аргументы против свободного употребления о/ё после шипящих:
- Трудно найти в словаре, например, слово шёпот — вероятность не угадать место с первого раза равна 50%. Не проблема для электронных словарей.
- Такая реформа может привести к личным микронормам и войне этих микронорм. А это может оказаться поводом для отмены реформы.
Проблема
Слова лошадей, жалеть, ржаной, кашалот обычно произносятся через , тогда как прочие слова с таким же предударным слогом (шары, шагать, жара и т.п.) — через (точнее, ). См. Предсказуемость чтения.
Что это за слово?
Колеса широко применяются в автомобильной, железнодорожной, велосипедной и других отраслях транспорта. Они позволяют снизить трение, обеспечивают легкость и плавность движения. Колеса различаются по размеру, материалу изготовления и типу применения.
Одно колесо не может считаться полноценным транспортным средством. Их применение в паре или в большем количестве позволяет достичь стабильности и равномерного движения.
В зависимости от конструкции и назначения транспортного средства, использование колес может иметь свои особенности. Колеса велосипеда могут быть надутыми или жёсткими, а в грузовых автомобилях используются большие и прочные колеса для перевозки грузов.
Чем шина отличается от покрышки?
Еще на заре автомобилестроения пневматические шины изготавливались из нескольких составляющих. Давление воздуха держала резиновая камера, а сверху нее надевалась прочная покрышка из жесткой резины. Позднее на ней появились крошечные грунтозацепы.
Колесо в калошах
В 1910 году американская фирма B. F. Goodrich Company для увеличения прочности стала добавлять в каучуковую смесь высокодисперсный аморфный углерод или попросту сажу. Резина меньше истиралась, но эластичность колеса тут же снизилась. Поэтому инженеры решили делать протектор и покрышку отдельными элементами.
Тогда шины изготавливали из природного сырья и они были белого или бежевого цвета. А протектор с углеродосодержащей сажей внутри оказался черным. В итоге нижняя черная оболочка шин выглядела как калоши. Одноразовый протектор ставили на многоразовые покрышки и эксплуатировали колесо гораздо дольше обычного. Такие черно-белые покрышки можно увидеть и сейчас на отреставрированной технике, а также в кинофильмах двадцатых годов.
Съемный протектор для некоторых разновидностей шин применялся вплоть до шестидесятых годов. Подобные составные колеса в шестидесятые годы изготавливал Ярославский шинный завод для грузовиков ГАЗ. Однако с ростом скорости и нагрузки подобная конструкция оказалась неэффективной.
Для избежания проскальзывания съемного протектора и его срыва стали делать монолитную покрышку. Протектор наваривался сверху, как и другие слои резины. Рудиментом этих технологических процессов сейчас является так называемая вулканизация, при которой старые грузовые шины получают новый протектор.
Совместный труд
Рост скоростей потребовал новой конструкции колеса. Шины пришлось делать бескамерными, так как они лучше выдерживали многочасовые заезды по автострадам со скоростями свыше 120 км/ч. Они не боялись резких торможений и боковых перегрузок во время прохождения поворотов. С появлением бескамерных шин покрышка стала объединять все составляющие резинового колеса.
Современная шина состоит из нескольких основных частей: из каркаса (корда), протектора, а также боковин и бортов, а роль камеры играет внутренний герметизирующий слой. Именно он слезает и крошится, если проехать на спущенных колесах несколько метров. Без этой прослойки колесо понемногу стравливает воздух.
Основание бортовой зоны бескамерной шины плотно прилегает к диску и обеспечивает ее герметичность. Поэтому диск для бескамерной шины отличается от обычного наличием уплотняющих буртиков на ободе. С нарастанием давления воздуха резина сильнее примыкает к ним и плотно обжимает отшлифованную поверхность. Кроме того, перед установкой буртики смазывают герметиком.
Чтобы протектор шины хорошо держался за асфальт, он должен быть гибким, а вот его основание совсем наоборот. Поэтому сама шина пронизана кордами из разных материалов. В каркасе используют металлическую проволоку, текстильные и даже углеродистые нити. Они препятствуют растяжению материала.
В самых распространенных радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Это позволяет лучше сбалансировать колесо. Но шины нужно защищать от порезов и проколов.
За это отвечает брекерный слой, который представляет собой тонкую «броню», расположенную между протектором и каркасом и защищающую колесо от механических воздействий извне.
Боковая часть шины имеет выпуклые фрагменты, которые тоже защищают покрышку и диск от притираний к бордюрам.
В некоторых моделях колес боковины имеют свои жесткие включения и даже держат нагрузку. На таких покрышках в спущенном виде можно проехать до 80 км. В целом понятие «покрышка» в обиходе стало обозначать шину.
В общем, для подавляющего большинства легковых автомобилей используются бескамерные шины. Но и сейчас можно встретить специальные покрышки, которые эксплуатируются вместе с внутренними камерами. Они устанавливаются на старую историческую технику, на тракторные телеги и даже на велосипеды. Для автомобильных покрышек нужны не только внутренние камеры, но и специальные диски. Категорически нельзя их использовать без камер вместо современных шин. Иначе покрышки не смогут держать давление воздуха.
Сравнение
Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие шины от покрышки, обратим внимание на некоторые детали. Итак, шина по своему устройству может относиться к одной из двух категорий: камерная и бескамерная
В конструкции камерной шины есть покрышка. Она находится снаружи и представляет собой своеобразный чехол из резины. Именно покрышка в этом случае отвечает за надежность сцепления колеса с дорожной поверхностью и выполняет защитную функцию. Под покрышкой в шине такого типа находится камера, удерживающая сжатый воздух.
Камерная шина является подходящим решением для тех транспортных средств, в отношении которых другой вариант неприемлем. Однако у современных автомобилей колеса уже давно снабжаются шинами другой разновидности – бескамерными, обладающими рядом бесспорных преимуществ. Камера как отдельный элемент в такой шине отсутствует. Ее заменяет специальный герметизирующий слой. А бортовая зона выполняет в своем роде роль покрышки.
Типы шин
Среди основных плюсов «бескамерки» можно назвать отсутствие риска быстрого спуска колеса в случае прокола (в отличие от камерной шины), меньшее нагревание и сравнительную легкость
Важно и то, что во многих ситуациях починить бескамерную шину можно, не снимая колеса
Но вернемся к главному вопросу и попытаемся предположить, почему происходит путаница с названием наружного элемента колеса. Вероятно, по старой памяти, с тех времен, когда еще выпускались автомобильные колеса с покрышками. Возможно, понятия подменяются и потому, что шина все-таки что-то покрывает, а именно обод диска.
В любом случае не стоит на словах упрощать значение шины, применяя к ней другое название. Зная, в чем разница между шиной и покрышкой, будет правильней употреблять термины согласно их определениям.
Урок русского языка по теме «Тайна написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
- показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;
- развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.
Оборудование: словари учебника «Русский язык – 2 часть», компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки, смайлики.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Обучение работе с разными видами информации
- формирование умения поиска информации в учебных словарях.
- формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия:
- Подведение под понятие.
- Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
- Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.
- Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
- Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
- Контроль процесса и результатов деятельности.