Звуко-буквенный разбор слов
Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
Таблица гласных и согласных звуков русского языка
Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.
Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .
Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
- Б (звонкий) — П (глухой);
- В — Ф;
- З — С;
- Д — Т;
- Г — К;
- Ж — Ш.
Остальные согласные парными не являются:
- звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
- глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
- Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.
Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.
Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:
В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:
- Гласный — красный цвет;
- Согласный твёрдый — синий;
- Согласный мягкий — зелёный.
Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.
Примеры
Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.
Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.
Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.
Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:
- Сначала нарисовать прямоугольник.
- Его разделить пополам по диагонали.
- Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
- Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.
Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.
Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:
Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:
Слова из 2 слогов:
Еще несколько примеров из 2 слогов и более:
-
Шишка, сосна:
-
Белка, чашка: есть мягкий согласный
-
Юбка: буква Ю в начале
-
Банан, жираф:
-
Лимон, петух:
-
Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
-
Пальто:
-
Пчела, слива:
-
Ворона, собака:
-
Ракета:
Сокращения
При письменном фонетическом разборе используются следующие сокращения слов:
- гласн. — гласный;
- согл. — согласный;
- ударн. — ударный;
- безуд. — безударный;
- тверд. парн. — твёрдый парный;
- тверд., непарн. — твёрдый непарный;
- мягк. парн. — мягкий парный;
- мягк., непарн. — мягкий непарный;
- звонк. парн. — звонкий парный;
- звонк., непарн. — звонкий непарный;
- глух. парн. — глухой парный;
- глух., непарн. — глухой непарный.
ПРИМЕЧАНИЕ. Когда перед Вами парные (по твердости-мягкости или звонкости-глухости) звуки, желательно указывать в скобках их пару. Уточните требования у Вашего преподавателя. Выглядит это следующим образом:
✓ т — — согл., глух. парн. ([т / д]), тверд. парн. ([т / т’]).
Полезные материалы по теме
Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.
- Согласные звуки
- Гласные звуки.
- Фонетика – что это за наука.
- Как делать перенос слова.
Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.
Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.
По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.
У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.
Основные понятия: фонетика, буква, звук
К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.
Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.
Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».
Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.
Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.
Звуки также подразделяются на гласные и согласные.
Фонетика гласных
Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: , , , , , . При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.
Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.
Фонетика согласных
Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.
Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.
Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, — , а также непарные твёрдые (, , ) и непарные мягкие (, , ).
Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ( — , — ). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например и непарные глухие, например, .
Видео «Фонетическая транскрипция»
Согласные звуки
Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.
Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.
Пары бывают звонкие – глухие:
Звонкие | Б | В | Г | Д | З | Ж |
Глухие | П | Ф | К | Т | С | Ш |
Непарные звонкие | Л | М | Н | Р | Й | |
Непарные глухие | Х | Ч |
Пары бывают твердые – мягкие:
Твёрдые | Б | В | Г | Д | З | К | Л | М | Н | П | Р | С | Т | Ф | Х |
Мягкие | Б’ | В’ | Г’ | Д’ | З’ | К’ | Л’ | М’ | Н’ | П’ | Р’ | С’ | Т’ | Ф’ | Х’ |
Непарные твердые | Ж | Ш | Ц | ||||||||||||
Непарные мягкие | Ч | Щ | Й |
Гласные звуки
Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.
Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:
А О У Ы Э И
В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.
Остальные гласные буквы имеют по два звука:
Е Ё Ю Я
В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.
Гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.
!!! Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова.
ШАГ 1
Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.
ШАГ 2
Далее пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
ШАГ 3
Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.
ШАГ 4
Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.
ШАГ 5
Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный.
Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.
ШАГ 5
Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв.
Шаг 6
Определяется, сколько в слове слогов.
Образец записи:
Льдинка
2 – гласных, 4 – согласных;
л – – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;
ь –
д – – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный;
и – – гласный, ударный;
н – – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный;
к – – согласный, твердый, парный, глухой, парный;
а – – гласный, безударный.
________________________________________________
6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Цветовая схема слова
Cколько звуков в слове ПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
Примеры фонематического анализа слов с такими буквами: АЕЖИКНС
Буквы а, о, у, ы, э делают предыдущий согласный твёрдым, буквы я, ё, ю, и, е — мягким.
Cколько звуков в слове АБСТИНЕНТ
Верно ли значение у слова? Лавандосы
Затяжной отдых , сопровождающейся тратой огромного количества денег, и лазяньем по злачным местам.
2019–2021. Все опубликованные материалы носят информационный характер и предназначены для ознакомительных целей. Их нельзя использовать в качестве решения заданий.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.
Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, безударный;
г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, безударный;
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, безударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о – гласный, безударный;
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
д – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о – гласный, безударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о – гласный, ударный.
Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а – гласный, ударный;
й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а – гласный, безударный.
Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, безударный;
р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Июнь [ий’ун ’ – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и – гласный, безударный;
ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Маяк [май’ак – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а – гласный, безударный;
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о – гласный, ударный;
с – согласный, парный, глухой, мягкий;
е – гласный, безударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, ударный;
т – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь
Россия — — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а – гласный, безударный;
с – согласный, парный, глухой, мягкий;
и – гласный, ударный;
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, безударный.
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи , памяти и внимания. Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Примеры выполнения
Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.
3-й класс
Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.
Пример:
Маяк – ма-як (ударение на второй слог)
– согласный, звонкий, твердый
– гласный, безударный
– согласный, звонкий, мягкий
– гласный, ударный
– согласный, звонкий, твердый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога.
Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:
4-й класс
В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:
Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог
ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.
и- – гласн., ударн.
р- – согл., зв. непарн., тв. парн.
н- – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы- – гласн., безуд.
й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:
5-й класс
В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.
Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :
Слово «морковь»:
Слово «чернеют»:
Слово «береза»:
Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
– парные звонкие согласные звуки
– парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
–непарные звонкие согласные звуки
– непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
– всегда твёрдые звуки
–всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Как правильно пишется: «шина» или «шына»?
Если я правильно помню те далекие- далекие времена , то еще в первом классе школы , учительница начальных классов учила нас правилу о том- что ЖИ- и ШИ- пишутся с буквой И.
Таким образом получается, что правильно писать шина.
Прилагательное нерадивый является совершенно русским словом, которое произошло от другого прилагательного радивый, являясь его антонимом. Происхождение связано с русским существительным рада, что означало «работа, старание, усердие. При помощи суффикса «-ив-» от этого существительного и было образовано прилагательное **радивый, а от него уже и прилагательное с противоположным смыслом нерадивый — не старательный, небрежно относящейся к порученной работе. Из этих двух прилагательных-антонимов первый исчез из употребления в современном русском языке, а второе осталось и до сих пор довольно часто употребляется нами в речи.
Так как прилагательного «радивый» нет сейчас в нашем языке, не используется совсем такое слово, то прилагательное нерадивый пишется слитно. Такое есть правило в русском языке.
Подробнее можно почитать в ответе.
Написание глагольной формы «колышется» осложнено тем, что:
- В ней есть безударное окончание «-ЕТ-» (которое можно ошибочно принять за «-ИТ-«).
- После личного окончания имеется ещё и постфикс «-СЯ«, который несколько запутывает орфографическую картину, усугубляя редукцию заударной «Е» до «ъ«, в результате чего иностранец может написать даже «колыштся».
- Отбрасывание «-СЯ» в методических целях (чтобы проверить «-ет«) ничего точного не даст. В форме «колышет» ударение по-прежнему будет падать на «Ы«, поэтому никакой проверки не состоится.
Нам необходима форма глагола, которая бы стала проверочной. Ею будет инфинитив. Ударение в неопределённой форме («колыхаться» либо, если мешает «-СЯ«, то «колыхать») попадает на «-АТЬ«. Это нужное место, которое определяет спряжение глагола (1-е спряжение).
Грамматический признак, который мы только что определили, не позволяет писать «колышится».
«Взволнованно колышется грудь», «лениво колышется туман», беспомощно колышется лепесток», «соблазнительно колышется юбка», «торжественно колышется занавес».
Гласные звуки
Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.
Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:
А О У Ы Э И
В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.
Остальные гласные буквы имеют по два звука:
Е Ё Ю Я
В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.
Гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.
!!! Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями. Кому необходимо данное пособие?• Ребенку, который плохо читает;• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика
Кому необходимо данное пособие?• Ребенку, который плохо читает;• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика. Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?• Улучшение техники чтения;• Развитие навыка понимания прочитанного;• Повышение уровня орфографической зоркости;• Развитие внимания;• Улучшение памяти;• Развитие навыка грамотного списывания текстов;• Увеличение словарного запаса;• Развитие навыка самоконтроля;• Повышение уровня заинтересованности в учебе
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?• Улучшение техники чтения;• Развитие навыка понимания прочитанного;• Повышение уровня орфографической зоркости;• Развитие внимания;• Улучшение памяти;• Развитие навыка грамотного списывания текстов;• Увеличение словарного запаса;• Развитие навыка самоконтроля;• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.Рекомендуемый возраст 7+Подходит для индивидуальной и групповой работы.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
---|---|---|
К | согл., глух., тв. | |
О | глас, безудар. | |
Л | согл., звон., мягк. | |
Е | глас, удар. | |
Ч | согл., глух., мягк. | |
К | согл., глух., тв. | |
О | глас, безудар. | |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | согл., звон., мягк. | |
глас, удар. | ||
Л | согл., звон., мягк. | |
Ь | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Звуко-буквенный разбор слова: теория
Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.
Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов.
Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.
Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.
Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.
Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.
В состав анализа входят:
Подсчитывание количества букв |
Определение числа звуков в слове |
Постановка ударения |
Распределение звуков на согласные и гласные |
Классификация каждого звука |
Составление транскрипции (графической формы слова) |
Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей:
Некоторые буквы не дают звук |
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся |
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся |
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв |
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими |
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных |
Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:
В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:
Придают мягкость | Придают твёрдость |
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» — | «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» — |
Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука.
Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.
В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):
Звонкие непарные буквы | Й’, Л, М, Н, Р |
Глухие непарные | Х, Ц, Ч’, Щ’ |
Звонкие парные | Б, В, Г, Д, Ж, З |
Глухие парные | П, Ф, К, Т, Ш, С |
Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).
Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )
При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:
Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;
Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;
Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;
Буквы и не дают звука;
Удвоенные согласные сливаются в один;
Ться произносится как ;
Звуки и под ударением.
Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:
- Ёлка;
- Яблоко;
- Ёж;
- Юла;
- Ехать.
Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.
Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:
- Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
- После гласной (Якутия, умею, объятия);
- После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).
Но в этом правиле имеется исключение:
Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и .
Пример
Соловьи; Муравьи; Ручьи;
Ульи; Плясуньи.
Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать?
В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме.
При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак
Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже.
Разделение слов на слоги
Принципы разделения слов на слоги
Существуют определенные правила и принципы, по которым происходит разделение слов на слоги. Они основаны на звуковых характеристиках и ударении в слове.
Основные принципы разделения слов на слоги:
Правило | Пример |
---|---|
Ударный гласный звук отделяется от соседних звуков и образует отдельный слог | ра-бо-та, шко-ла, ду-ша |
Согласные звуки могут образовывать слоги как с предшествующими, так и с последующими гласными | дверь, счет, уют |
Согласные звуки между гласными могут относиться как к предыдущему, так и к следующему слогу | я-блок, ми-раж, бро-шюра |
Сочетания согласных звуков, которые слышны, но пишутся вместе, не разделяются | сто-пка, гра-мма-ти-ка |
Слово может быть разделено по приставке или суффиксу, если они звучат и пишутся отдельно | без-у-мие, у-ме-ние |
Правила разделения слов на слоги
Для правильного разделения слов на слоги существуют определенные правила:
- Ударение в слове помогает определить начало нового слога.
- Согласные звуки могут относиться как к предыдущему, так и к следующему слогу.
- Условные согласные и сочетания звуков не разделяются на слоги.
- Приставки и суффиксы могут образовывать отдельные слоги, если они звучат и пишутся отдельно.
Соблюдение правил разделения слов на слоги позволяет правильно произносить и писать слова, а также облегчает изучение фонетики и правописания.
Фонетический разбор слов
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов онлайн. Транскрипция, слоги и цветовые схемы. Справочные материалы.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Освоив их, вы сможете делать фонетический разбор слова.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. Если вы не знакомы с этими понятиями, советуем прочитать материалы о звуках русского языка и правила фонетики. Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором.
Сайт phoneticonline.ru содержит примеры фонетического разбора слов русского языка всех частей речи. Воспользуйтесь формой поиска для просмотра фонетического разбора нужного слова. Разбор слова делается с помощью программы в автоматическом режиме. Советуем использовать фонетический разбор исключительно для самопроверки, так как он может быть неверным либо используемые нами правила могут отличаться от правил вашей учебной программы.
Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе. Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.
Смотрите план фонетического разбора с примерами в устной и письменной форме. Примеры также можно найти среди слов, которые проверяли посетители сайта: раздавались, сбивающаяся, отслаивалось, прошмандовка, Антипова, завидение, осенний, доходчиво, доходчивость, доходчивый, четырёх, отдалённый, клёны, стриме, прожуёшь, ждёшь, переплёт, заждались, кукарекует, семидесятилетняя и другие. С 2020 года посетители запросили более 850 тысяч слов в разных склонениях и формах, среди них часто запрашиваемых — более 150 тысяч.
Звуко-буквенный разбор слова в школе
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) – звук.
Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) –пишу.
Буквы – знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости — , — , — . Не имеют пары по мягкости , , , они всегда твердые.
Не имеют пары по твердости , , , они всегда мягкие.
Примечание. Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является , встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости — , — , — , — , — , — . Не имеют пары по глухости , , , , , они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости , , , , они всегда глухие.
Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом – том, кол – гол, шар – жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук – люк, мал – мял, нос – нес, конь – кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб – зубок, низкий – низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба – просить, сдать.
Примеры разбора звукобуквенного анализа слов
Сторожи’ть – – 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т — — согласный, глухой, парный, твердый, парный;
О — – гласный, безударный;
Р — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О — – гласный, безударный;
Ж — – согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И — – гласный, ударный;
Т — – согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь —
Объе’м — – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О — – гласный, безударный;
Б — – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ —
Е — – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
– гласный, ударный;
М — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.