Порядок проведения измерений
Для проведения измерений необходимо убедиться, что автомобиль стоит на ровном месте, не имеющем видимого уклона. Проводить измерения лучше после длительной стоянки, за время которой все масло ниже уровня масляного насоса успело стечь вниз.
Компания Intellistick выпускает электронный прибор под названием Intelligent Dipstick, который вставляется на штатное место вместо обычного щупа и позволяет отслеживать уровень и состояние масла через приложение для смартфона
Идеальный момент измерений — утро после ночной стоянки. Если же возможности дать маслу «отстояться» в течение длительного времени нет, необходимо все же выждать несколько минут перед началом измерений. Для получения верного представления об уровне масла в картере следует извлечь масляный щуп из двигателя, хорошо протереть его чистым лоскутом ткани, после чего вернуть в трубку, убедившись, что он вставлен до упора. После этого нужно снова достать маслоизмерительный стержень и определить положение масляной пленки относительно меток устройства.
Как восполнить количество смазки?
Если при выполнении измерения объема автомасла вы заметили то, что его недостаточно, нужно осуществить доливку для увеличения количества масла. Не так страшно, если в продолжительной поездке уровень смазки снизился до минимальной метки. Хуже, когда он упал существенно ниже. В таком случае требуется сразу же долить масло, прямо на дороге.
Доливка проводится через крышку маслозаливной горловины, которую увидите в верхней части мотора. Нередко на ней имеются разные надписи – указатели наподобие Oil Fill. В определенных случаях на поверхность крышки наносится метка, указывающая на вид оптимальной смазки.
Снимите крышку, установите в отверстие лейку. Заливку проводите не торопясь. Желательно заливать масло небольшими порциями. Требуется время от времени останавливаться, дабы сказка осела в картере. После доливания нужно снова проверить объем. Вытащите щуп и повторите проверку.
Вас также заинтересует:
Жезловой маслоуказатель
Жезловые маслоуказатели предназначены для определения уровня масла в корпусах редукторов, насосов и других механизмов.
Размеры крышки смотровых отверстий, мм. |
Примеры установки жезловых маслоуказателей в редукторах приведены на рис. 6, б и в. На маслоуказа-телях отмечают красной чертой нижний, а черной — верхний уровень масла или же наносят соответствующие риски.
Уровень масла проверяется жезловым маслоуказателем.
Уровень масла контролируют жезловым маслоуказателем при остановке редуктора.
Уровень масла в картере контролируется жезловым маслоуказателем.
Размеры крышки смотровых отверстий, мм. |
Для контроля уровня масла применяют пробные краны, стеклянные и жезловые маслоуказатели. Пробные краны устанавливают на редукторах сравнительно малых размеров. Стеклянные маслоуказатели устанавливают на редукторах, которые находятся в отдельных машинных залах или помещениях, где вероятность их повреждения мала.
Подшипники червячного вала второй ступени в нижней своей части также погружены в масло Упорные шариковые подшипники червячного вала первой ступени, а также конические подшипники червячного вала второй ступени смазываются пластичной смазкой с помощью пресс-масленок. Уровень масла в ванне контролируется жезловым Маслоуказателем.
Подшипники смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями и колесами. Уровень масла в картере редуктора контролируют с помощью жезлового маслоуказателя. Для предотвращения протекания масла по валам из полостей подшипников в торцевых крышках заложены фетровые кольца.
Они компактны, просты в изготовлении, однако из-за загрязнения в них со временем снижается видимость уровня. Широкое применение нашли жезловые указатели, примерные конструкции которых показаны на рис. 19.9, б, в. Жезловые маслоуказатели в трубчатых чехлах ( рис. 19.9, в) применяются в условиях интенсивного разбрызгивания масла. Иногда жезловые маслоуказатели одновременно выполняют роль отдушины.
Заливная пробка — отдушина. |
Они компактны, просты в изготовлении, однако из-за загрязнения в них со временем снижается видимость уровня. Широкое применение нашли жезловые указатели, примерные конструкции которых показаны на рис. 19.9 6, в. Жезловые маслоуказатели в трубчатых чехлах ( рис. 19.9, в) применяются в условиях интенсивного разбрызгивания маела. Иногда жезловые маслоуказатели одновременно выполняют роль отдушины.
Для замера уровня смазки в корпусе применяют маслоуказатели различных конструкций. Маслоуказатели выбирают с учетом удобства обзора, величины перепада уровней смазки и опасности повреждения. Наибольшее распространение имеют жезловые маслоуказатели ( рис. 9.3, а, б, в), так как они удобны для осмотра; конструкция их проста и достаточно надежна. Трубчатый маслоуказатель ( рис. 9.3, д, табл. 9.3) удобен для обзора, но хуже всего защищен от повреждений. Крановые маслоуказатели ( рис. 9.3 е) ставят попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. О наличии смазки на данном уровне свидетельствует вытекание ее при открытии крана.
Заливная пробка — отдушина. |
Виды редукторов
При выборе механизма и для оценки его рабочих параметров применяют такие технические характеристики редуктора:
- КПД, измеряющийся в процентах;
- тип зацепления и передачи;
- крутящий момент, предающийся входным валом;
- число передач;
- частоты вращения входного/выходного валов.
Существуют редукторы с разным числом ступеней, работающие с одной или несколькими передачами: многоступенчатые, двухступенчатые и одноступенчатые. Различие в конструкции таких редукторов заключается в параллельном размещении осей валов. Ступенью принято считать одну пару зубчатые колес, которые и являются передачей, обеспечивающей преобразование крутящего момента и частоты вращения. Количество ступеней в редукторе приравнивается к количеству валов, уменьшенному на один.
В зависимости от технических характеристик и особенностей конструкции выделяют разные виды редукторов: механические и турбинные.
Механические редукторы предназначены для уменьшения количества оборотов двигателя с одновременным повышением крутящего момента, который обеспечивает привод в промышленном оборудовании. Простейший пример редуктора – пара цилиндрических шестеренок, которые взаимодействуют, цепляясь зубьями. В таком случае ведущим колесом выступает шестеренка меньшего диаметра, а ведомой – большая.
Турбинные редукторы косозубной передачи представляют собой модульную конструкцию в чугунном корпусе. Принцип работы механизма заключается во взаимодействии косозубной шестерни и турбинного колеса. Универсальность конструкции позволяет обеспечить точный показатель крутящего момента и использовать данный тип редуктора на любых промышленных установках. Механизм работает тихо, имеет низкую себестоимость и позволяет максимально снизить затраты на обслуживание.
Мотор-редуктор
Мотор-редуктор совмещает в одном корпусе механический узел и электрический двигатель. Такой тип редуктора отличается небольшими габаритами, занимает минимум пространства, прост в монтаже и обслуживании, а также имеет высокий показатель коэффициента полезного действия. Мотор-редуктор незаменим для работы промышленного оборудования, где нужно обеспечить низкую скорость вращения. К такому оборудованию относится строительная техника, бетономешалки, конвейеры, элеваторы, дозаторы.
В зависимости от способа монтажа в промышленных машинах может быть использован: горизонтальный, вертикальный, наклонный или угловой редуктор.
Горизонтальные применяют в промышленных машинах, они выдерживают высокие рабочие нагрузки, имеют широкий диапазон крутящего момента и передаточного числа, высокий показатель КПД и низкую стоимость. Тип сцепления шестеренок в таком механизме может быть косозубным, прямозубным или шевронным.
Вертикальные используются в подъемных механизмах, устойчивы к нагрузкам переменного типа и вращаются в любом направлении, обеспечивая реверс.
Угловые модели позволяют изменить направление движения вращающегося вала под заданным углом. При этом число оборотов может оставаться неизменным или уменьшаться в несколько раз.
Вопросы эксплуатации масляного щупа
Заливать масло выше уровня, обозначенного на щупе риской MAX не рекомендуется. Небольшой перелив ничем исправному двигателю не грозит, однако потенциально, в случае уже имеющейся течи сальников коленвала, масло, залитое выше их уровня может просачиваться наружу, загрязняя блок цилиндров или ремень ГРМ. Попадание масла на ремень особенно вредно, так как материал, из которого он сделан, при постоянном контакте с маслом будет постепенно разрушаться. В конечном итоге дело может кончится разрывом ремня, ведущем к печальным последствиям для двигателя. По этой причине контроль верхней границы уровня масла почти так же важен, как и контроль нижней метки.
В двигателях большей части современных моделей европейских премиальных брендов, таких как Audi, BMW или Porsche металлический масляный щуп заменен электронным датчиком
Если уровень масла будет находиться за пределом нижней метки масляного щупа, движение автомобиля следует прекратить. Причина этому проста: недостаток масла ведет падение давления в системе смазки, что приводит к перегреву, повышенному износу и заклиниванию деталей кривошипно-шатунного механизма и элементов системы ГРМ.
Таким образом, при эксплуатации автомобиля оптимально поддерживать уровень масла в районе верхней метки масляного щупа. Контролировать уровень масла по щупу рекомендуется хотя бы один раз в неделю перед выездом при коротких поездках и каждый день во время длительных поездок.
Особенности редукторов по виду механических передач
Мировой промышленностью выпускается огромное количество редукторов и редукторных механизмов различающихся по типу передачи, вариантам сборки и т.д. Рассмотрим основные типы механических передач, их особенности и преимущества.
Цилиндрическая передача – является самой надежной и долговечной из всех видов зубчатых передач. Данная передача применяется в редукторах, где требуется высокая надежность и высокий КПД. Цилиндрические передачи обычно состоят из прямозубых, косозубых или шевронных зубчатых колёс.
а) Прямозубая цилиндрическая передача
б) Косозубая цилиндрическая передача
в) Шевронная цилиндрическая передача
г) Цилиндрическая передача с внутренним зацеплением
Конические передачи – обладают всеми преимуществами цилиндрических зубчатых передач и применяются в случае перекрещивания входного и выходного валов.
а) Коническая зубчатая передача с прямым зубом
б) Коническая зубчатая передача с косым зубом
в) Коническая зубчатая передача с криволинейным зубом
г) Коническая гипоидная передача
Червячная передача – позволяет передавать кинетическую энергию между пересекающимися в одной плоскости валами. Основными преимуществами данной передачи является высокий показатель передаточного отношения, самоторможение, компактные размеры. Недостатками являются низкий КПД, быстрый износ бронзового колеса, а также ограниченная способность передавать большие мощности.
Гипоидная передача – она же спироидная состоит из конического червяка и диска со спиральными зубьями. Ось червяка значительно смещена от оси конического колеса, благодаря чему число зубьев одновременно входящих в зацепление в несколько раз больше чем у червячных передач. В отличие от червячной пары в гипоидной передаче линия контакта перпендикулярна к направлению скорости скольжения, что обеспечивает масленый клин и уменьшает трение. Благодаря этому КПД гипоидной передачи выше, чем у червячной передачи на 25%.
а) Червячная передача с цилиндрическим червяком
б) Червячная передача с глобоидным червяком
в) Спироидная передача
г) Тороидно-дисковая передача
д) Тороидная передача внутреннего зацепления
Волновая передача – прототипом является планетарная передача с небольшой разницей количества зубов сателлита и неподвижного колеса. Волновая передача характеризуется высоким показателем передаточного отношения (до 350). Основными элементами волновой передачи являются гибкое колесо, жесткое колесо и волновой генератор. Под действием генератора гибкое колесо деформируется и происходит зацепление зубьев с жестким колесом. Волновые передачи широко применяются в точном машиностроении благодаря высокой плавности и отсутствия вибраций во время работы.
1) Зубчатое колесо с внутренними зубьями
2) Гибкое колесо с наружными зубьями соединенное с выходным валом редуктора
3) Генератор волн
Классификация масел
Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:
5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получимминимальную температуру «проворачиваемости» двигателя
Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто
Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Более подробно советую прочитать на сайте http://avtomaslo.info , откуда и был взят данный текст.
Мне кажется, на этом система смазки нам понятна и можно перейти к рассмотрению другой системы.
Что делать, если объем масла превышает нормальный
Некоторые водители сознательно льют в мотор больше смазки, чем требуется. В особенности часто так поступают автовладельцы, чей двигатель быстро расходует масло. Однако правило «чем больше, тем лучше» не работает в данной ситуации. Излишки автомасла опасны для вашего мотора. Превышение нормально объема лучше, чем масляное голодание, однако стоит ли тратить собственные деньги впустую?
Чрезмерно большой объем масляной жидкости опасен по следующим причинам:
- Выброс излишков смазки через вентиляцию. В том случае, если превышение составляет примерно пять миллиметров от максимальной метки, общий расход масла двигателем может существенно вырасти.
- Появление стуков около клапанного привода. Это обусловлено тем, что при превышении объема смазки противовесы коленвала погружаются в него, в результате смазка вспенивается, выделяется много газов.
- Выбросы смазки могут спровоцировать замасливание определенных датчиков. Поначалу это может вызвать незначительные перебои в функционировании агрегатов, однако затем мотор может выйти из строя.
- Повреждаются сальники, прокладки, на стыках маслопроводящих каналов возникают потеки.
- Сложности с пуском мотора в низкотемпературных условиях.
- Увеличение нагрузки на масляный насос, сокращение его эксплуатационного периода.
Устройство редуктора
Основными элементами редуктора являются:
1. Прошедшие обработку зубчатые колеса с зубьями высокой твердости. Материалом обычно служит сталь марки (40Х, 40ХН ГОСТ 4543-71). В планетарных редукторах шестерни и сателлиты изготовлены из стали марки 25ХГМ ГОСТ 4543-71. Зубчатые венцы из стали 40Х. Червячные валы изготавливаются из стали марки ГОСТ 4543-71 – 18ХГТ, 20Х с последующей цементацией рабочих поверхностей. Венцы червячных редукторов изготавливают из бронзы Бр010Ф1 ГОСТ 613-79. Гибкое колесо волнового редуктора изготовлено из кованой стали 30ХГСА ГОСТ 4543-71.
2. Валы (оси) быстроходные, промежуточные и тихоходные. Материалом является — сталь марки (40Х, 40ХН ГОСТ 4543-71). В зависимости от варианта сборки выходные валы могут быть одно- и двухконцевыми, а также полыми со шпоночным пазом. Выходные валы планетарных редукторов изготовлены заодно с водилом последней ступени. Материалом служит чугун или сталь.
3. Подшипниковые узлы. Используются подшипники качения воспринимающие большие осевые и консольные нагрузки. Применяются обычно конические роликоподшипники.
4. Шлицевые, шпоночные соединения. Шлицевые соединения чаще применяются в червячных редукторах (выходной полый вал). Шпонки применяются для соединения валов с зубчатыми колесами, муфтами и другими деталями.
5. Корпуса редукторов. Корпуса и крышки редукторов выполняются методом литья. В качестве материалов используется чугун марки СЧ 15 ГОСТ 1412-79 или сплав алюминия АЛ11. Для улучшения отвода тепла корпуса редукторов снабжаются ребрами.
Принцип действия
Принцип работы маслоуказателей МС достаточно прост. Он оснащен отсчетным устройством, на котором обозначены стрелки и шкала допустимого изменения уровня масла, которая вынесена на круглый плавкий циферблат. Определение уровня масла в расширительном отсеке выполняется при помощи специального поплавка.
Маслоуказатели такой модели изготавливаются специально для трансформаторов, которые имеют защиту от воздействия влаги и окислительных процессов. Их главное отличие состоит в конструкции привода. Конструкция обоих видов маслоуказателя МС аналогична, по этой причине их детали являются взаимозаменяемыми.
К чему приводит нехватка масла?
Двигатель рассчитан на определенное количество смазки, при котором он может работать во всех режимах. Если объем смазки недостаточный, начинается масляное голодание мотора. Производители машин уже давно позаботились о том, чтобы водитель мог следить за количеством смазки, и расположили датчики на приборной панели. Нельзя допускать, чтобы объем масляной жидкости был меньше минимально установленного. Из-за этого могут выйти из строя разные части силового агрегата. Быстрее всего выходят из строя при масляном голодании масляные кольца, затем – вкладыши (коренные, шатунные, в коленвале). Кроме того, мотор перегревается, ведь малое количество смазки плохо омывает элементы двигателя и уводит от них тепло. Может заклинить поршень, что приведет к окончательной поломке силового агрегата. Увеличивается износ вала и приводного подшипника, в результате чего происходит заклинивание элементов маслонасоса.
Причин уменьшения объема смазки немного, однако знать их необходимо:
- повредило картерный отсек, что привело к полной утечке масла;
- износ двигателя, что привело к повышенному расходу смазочной жидкости;
- давно не выполнялась доливка смазки;
- произошло пробитие прокладки.
Типы редукторов
Все виды устроены по схожему принципу, разница заключается только в типе зубчатой передачи. Чаще всего встречаются цилиндрические, конические, глобоидные, комбинированные, червячные и планетарные, но последнее время конструкторы прибегают к комбинированным конструкциям, что позволяет совместить преимущества нескольких типов.
Конструкция разных типов позволяют передавать усилие между узлами, которые располагаются в различных площадях, будут они перпендикулярные (конический редуктор), параллельные (цилиндрический) или пересекающиеся валы (червячные).
Диапазон передаточного числа может разнится от в несколько единиц до нескольких тысяч, что зависит от количества ступеней. Сейчас наиболее распространены механизмы, при изготовлении которых используются нескольких ступеней. Это позволяет комбинировать несколько типов передач и добиться максимально эффективной работы. Рассмотрим основные типы.
Цилиндрический редуктор
Довольно популярные при разработке и производстве машин различного назначения. Эффективно выполняют свои функции при работе с мощными установками, при этом показывают высокий КПД, превышающий 90 %. Чаще всего используется при работе параллельных и сносных валов. Может применяться с различным количеством ступеней, от которых зависит передаточное число, оно может колебаться от 1,5 до 400.
Червячный редуктор
Имеют довольно простую конструкцию, из-за чего обрели широкую популярность. Одним из плюсов также является низкая стоимость в сравнении с аналогами. Количество ступеней обычно ограничивается одной или двумя. При этом диапазон передаточного числа червячного редуктора может находиться в диапазоне от 5 до 10000, которую можно рассчитать по специальной формуле. Недостатком этого типа является низкий КПД и ограниченные мощности силовых установок, с которыми он работает. Состоит из зубчатого колеса и цилиндрического, реже глобоидного, червяка в виде винта.
Планетарный редуктор
Особый тип, который выгодно отличается от аналогов, имея ряд преимуществ. Благодаря чему получил широкое распространение в тяжелом машиностроении. Конструкция этой модели позволяет добиться высокого передаточного числа при работе с мощнейшими силовыми установками. При этом его размеры могут быть значительно меньшими, чем габариты аналогов. Механизм назван планетарным, из-за специфического расположения конструкционных элементов, к которым относятся: сателлиты, водило, солнечная и кольцевая шестерни.
Передача усилия происходит через вал на солнечную шестерню, которая находится в зацепе со всеми сателлитами. В это время кольцевая шестерня находится в статичном положении. Модель отличается высоким КПД, и работой в диапазоне передаточного числа от 6 до 450.
Выбор типа узла всегда основывается на конструкционных требованиях к механизму, при этом выбором модели должен заниматься квалифицированный конструктор. Первое что нужно определить – какой тип передачи нужен, оптимальный размер механизма, рассчитать осевые нагрузи на валах и температурный режим работы.
От количества ступеней выбранного механизма напрямую зависит передаточное отношение. Одноступенчатые применяются для выполнения простых функций, обычно это червячный тип. Сейчас чаще можно встретить комбинированные типы передач, что позволяет значительно расширить функционал узла.
В качестве входных и выходных валов применяются стандартные прямые валы, изготовлены в форме тел вращения. От их качества напрямую зависит качество работы всего механизма, так как на них действуют множество внешних нагрузок различных типов.
Очень важно своевременно менять сальники и масло. Постоянные профилактические работы обеспечат стабильную работу и обезопасят от внезапных поломок
Для контроля уровня масла имеется специальное смотровое окно, что позволяет вовремя пополнять необходимый объем.
В целом, самостоятельно рассчитать передаточное число, подобрать подходящую модель и провести замену (ремонт) редуктора не составит труда. Главное соблюдать рекомендации специалистов и технические инструкции, указанные производителем.
Как по щупу определить состояние масла
Наряду с измерением уровня масла в картере необходимо уделять внимание его качественным характеристикам, которые определяются по ряду признаков. При работе двигателя масло частично выгорает (особенно в двигателях со значительным пробегом) и загрязняются различными механическими примесями (пылью, продуктами износа, нагаром)
После извлечения щупа из двигателя настоятельно рекомендуется «подставить» под его конец с нанесенными рисками тряпку во избежание загрязнения моторного отсека
Кроме того, при взаимодействии с кислородом в условии высокой температуры и давления масло окисляется, из-за чего в его составе появляются смолы. О том, что масло необходимо заменить, может свидетельствовать темный цвет, низкая прозрачность, сильное разжижение или запах бензина, исходящий от масла.
Правила эксплуатации
Для того, чтобы ввести маслоуказатель МС в использование, стоит придерживаться нескольких важных правил. Так, первым делом необходимо произвести внимательный осмотр нового прибора, убедиться в том, что он цел, а также в его полной комплектации. После этого стоит проверить его на работоспособность, и присоединить к корпусу специальный рычаг, который идет в комплекте. Монтаж должен выполняться таким образом, чтобы стрелка и рычаг находились в правильном положении, которое указано в инструкции производителя. Финишный этап – установка указателя в расширительный отсек трансформатора.
Маслоуказатели, как правило, не подвергаются серьезным поломкам. Чаще всего ремонт во время использования оборудования не требуется. Вместе с тем, существует несколько основных неисправностей, присущих такому типу маслоуказателей. Чаще всего причиной поломки является разгерметизация оболочки, плохая фиксация болтов, а также неисправность отдельных деталей.
Создание эскизов и моделей смотрового окна в крышке корпуса редуктора
Создание на верхней части корпуса редуктора прямоугольной бобышки для смотрового окна:
— щелкните по верхней грани половины верхней части корпуса редуктора. Она выделится рис. 50 а).
Рис. 50. Построение эскиза для выдавливания бобышки смотрового окна: а) выделенная грань; б) т1,т2,т3 и т4 —эскиз для выдавливания бобышки под крышку
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз система перейдет в режим построения эскиза;
— постройте эскиз выдавливании для создания прямоугольной бобышки т1,т2,т3 и т4 с отступление от ребер выделенной грани на 12 мм;
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз система перейдет в режим построения модели;
— активизируйте на Компактной панели в панели инструментов кнопку Операция выдавливания, а затем в появившейся Панели свойств: Элемент выдавливания введите в поле Расстояние 2значение 5, а затем нажмите клавишу Enter.Появится фантом выдавливания бобышки рис. 51 а);
Рис. 51. Построение бобышки смотрового окна:
а) фантом бобышки; б) выдавленное тело – бобышка
— активизируйте на Панели специального управлениякнопку Создать объект. Появится выдавленное тело — бобышка рис. 51 б).
Создание смотрового окна на верхней части корпуса редуктора:
— щелкните по верхней грани бобышки. Она выделится рис. 52 а).
Рис. 52. Построение эскиза вырезания прямоугольного смотрового окна
в верхней части корпуса редуктора: а) выделенная грань; б) т5,т6,т7 и т8 –эскиз
вырезания смотрового окна
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз система перейдет в режим построения эскиза;
— постройте эскиз выдавливания вырезанием т5,т6,т7 и т8 с отступление от ребер выделенной грани на 15 мм;
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз, а затем на Компактной панели в панели инструментов кнопку —
Вырезать выдавливанием. Появится Панель свойств: Вырезать элемент выдавливанием.
— введите в поле Расстояние 1значение 25, а затем нажмите клавишу Enter.Появится фантом вырезания выдавливанием рис. 53 а);
Рис. 53. Создание прямоугольного смотрового окна: а) фантом смотрового окна; б) смотровое окно в верхней части корпуса редуктора
— активизируйте на Панели специального управлениякнопку Создать объект. Выполнится вырезание тела под крышку рис. 57 б).
Создание отверстий для крепления крышки смотрового окна:
— щелкните по верхней грани бобышки под крышку. Она выделится рис. 54 а).
Рис. 54. Построение отверстий для крепления крышки смотрового окна:
а) выделенная грань на бобышке под крышку; б) эскизы отверстий в бобышке под крышку
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз, а затем постройте эскизы 5 отверстий диаметром 8мм на выделенной грани бобышки рис 54 б);
— активизируйте на панели инструментов Текущее состояниекнопку Эскиз, а затем на Компактной панели в панели инструментов кнопку Вырезать выдавливанием. Появится Панели свойств: Вырезать элемент выдавливанием.
Ø введите в поле Расстояние 1значение 15, а затем нажмите клавишу Enter.Появится фантом вырезания выдавливанием рис. 55 а);
Рис. 55. Построение отверстий в бобышке для крепления крышки смотрового окна: а) фантомы отверстий; б) отверстия
— активизируйте на Панели специального управлениякнопку Создать объект. Появятся отверстия под крышку рис. 55 б).
РЕДУКТОРЫ ПЕРЕДАЧ ПРИ РАМНО-ОСЕВОЙ ПОДВЕСКЕ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
При рамно-осевой подвеске тягового двигателя на рельсовом подвижном составе применяются одноступенчатые цилиндрические редукторы. При этом способе подвешивания тягового электродвигателя реактивные нагрузки от вращающего момента воспринимаются моторно-осевыми подшипниками и упругой подвеской двигателя. Корпус редуктора не воспринимает реактивных моментов. Он служит только картером для масла и защищает передачу от влаги и пыли. Цилиндрические зубчатые колеса этих редукторов выполняют с прямым, косым или спиральным зубом. Косозубые и спиральные цилиндрические пары уменьшают шум и увеличивают срок службы редуктора. В редукторах передач при рамно-осевой подвеске двигателей в основном применяется эвольвентное зацепление. Угол зацепления принимается равным 20—22°. Для снижения удельных давлений в зацеплении, равномерного распределения скольжения по высоте зуба и усиления основания зуба применяется высотно-угловая коррекция.
Рис. 1-4.3. Составное (а) и цельные (б и в) зубчатые колеса редукторов передач при рамно-осевой подвеске тягового двигателя
Зубчатые колеса рассматриваемых редукторов могут быть разъемными или цельными. В настоящее время применяют только цельные зубчатые колеса, разъемные применялись на рельсовом подвижном составе старых типов.
Разъемное колесо (рис. 14.3, а) состоит из двух одинаковых половин 1 и 2, скрепленных болтами или шпильками 3 со шпоночной посадкой на оси колесной пары.
Смена такого колеса не требует распрессовки и обратной запрессовки одного из движущих колес, что является его преимуществом. Вместе с тем из-за неточности сборки и деформаций шпилек или болтов в процессе работы в месте разъема впадина зуба приобретает искаженную форму, что приводит к неправильному зацеплению зубьев и ускоренному их износу. Недостатком разъемной конструкции колес является также применение шпоночного соединения, ослабляющего ось колесной пары.
Цельные зубчатые колеса (рис. 14.3,6) отковываются и прокатываются из углеродистой стали марки 50 (ГОСТ 1051—59) и после нарезки зубьев подвергаются поверхностной закалке. Цельное зубчатое колесо может иметь отдельно выполненный центр 1 и венец 2, которые соединяют горячей посадкой. Посадка зубчатого колеса на ось может быть шпоночной и бесшпоночной. Зубчатые шестерни 1 рассматриваемых редукторов (рис. 14.3,в) изготавливают цельными с отверстием для горячей посадки на конический конец вала 2 двигателя со шпонкой 3 или без нее. Дополнительно их крепят на валу гайкой 4.
Шестерни изготавливают из проката или ковкой из стали марки 50 (ГОСТ 1050—60) или хромоникелевой стали марок 37XH3A, 12ХН3А и 40ХА.