Вариатор: за и против

Преимущества вариаторов

Оптимальная передача крутящего момента и мощности. Если ваша машина оснащена вариатором, то этот тип коробки передач позволяет автомобилю более эффективно использовать топливо. Все дело в том, что машина, оснащенная вариатором, всегда движется на идеальной передаче (правильной) в отличие от машины с автоматической или механической трансмиссией. Знаете ли вы, что бесступенчатая коробка передач запрограммирована так, чтобы крутящий момент на колеса передавался в оптимальном диапазоне мощности, вместо того чтобы когда нужно ускорение поднимать обороты двигателя с нуля до красной линии? В результате использование вариатора не только помогает экономить топливо, но и обеспечивает автомобилю лучшую производительность в определенных ситуациях. Особенно при обгоне другого транспорта. 

Экономия топлива. Так как коробка-вариатор позволяет более эффективно передавать мощность и крутящий момент на колеса, это экономит топливо во время движения. В итоге вариатор по сравнению с традиционными трансмиссиями более эффективен. Даже при движении на скорости по шоссе автомобили с бесступенчатой коробкой передач потребляют меньше топлива, чем с АКПП или МКПП. 

Простая конструкция вариатора. Общее количество механических частей коробки CVT меньше по сравнению с коробками, оснащенными планетарными передачами. Ведь внутри вариатора используются обычные зубчатые шестеренки, конические шкивы, которые соединены друг с другом цепью или ремнем в зависимости от марки и модели автомобиля.

Во время движения автомобиля в зависимости от скорости транспортного средства шкивы перемещаются по отношению друг к другу. Таким образом, изменяется передаточное отношение. Эта механическая простота устройства вариатора позволила обеспечить автомобилям оптимальную динамику разгона. Ведь, по сути, нет переключений передач при разгоне, соответственно, нет потери скорости при переключении передач. 

Более легкий вес коробки. Благодаря своей конструкции коробки CVT (вариатор) чаще легче и компактнее своих традиционных конкурентов (особое преимущество вариатора заметно при сравнении веса трансмиссии с классической автоматической коробкой).

Снижение веса трансмиссии имеет несколько преимуществ. Но главное преимущество – это, конечно, экономия топлива, достигаемая благодаря простой формуле: чем меньше вес автомобиля, тем меньше расход топлива.

Гладкое переключение передач и динамичный разгон. Любой, кто ездил за рулем автомобиля с механической коробкой передач, знает, что, когда вы выжимаете педаль сцепления для переключения передач, автомобиль ненадолго теряет динамику разгона, а также как бы приседает или даже дергается. В результате разгон авто с МКПП не кажется плавным и комфортным. Вариатор благодаря отсутствию передач легко разгоняет автомобиль без различных потерь, которые неизбежны при физическом переключении передач в обычных КПП. 

Что такое CVT X-Tronic

Коробка CVT X Tronic или просто xtronic представляет собой тип вариаторной коробки переключения передач, представляющий собой гибрид классической АКПП с 2-ступенчатым вариатором. Впервые  X Tronic стал устанавливаться на машины с 2010 года. Одной из целей новой разработки было уменьшение размеров трансмиссии, сохраняя и одновременно улучшая динамические характеристики автомобиля.

Первые модификации новой трансмиссии ставили на машины с двигателями 2 и 3,5 л. Через некоторое время и несколько конструктивных доработок ее стало возможно устанавливать на машины с меньшими по объему силовыми установками 1,6 и 1,8 л. К особенностям процесса разработки данного агрегата относится скрупулезность, с которой относились к процессу создания конструктора. Каждая из модификаций CVT X Tronic проводилась полной переработкой большей половины деталей. Такие меры помогли достичь идеального результата по всем показателям.

Как устроена коробка вариатор CVT X-Tronic

Вариатор xtronic cvt представляет собой сложный агрегат, состоящий из множества функциональных узлов. Его устройство включает следующие детали и вспомогательные элементы:

  • конусные шкивы, которые расположены друг напротив друга острыми концами;
  • степ-мотор, переключающий ступени;
  • валы кронштейны;
  • привод цепной или ременной в зависимости от исполнения;
  • комплект подшипников с сальниками;
  • гидравлический блок, выполняющий функции распределения масла по агрегату, самая сложная деталь в АКПП, состоящая из регулирующих клапанов, соленоидов, фильтров и прочих компонентов;
  • картер с магнитными элементами для улавливания стружки;
  • гидронасос, благодаря которому жидкость циркулирует по агрегату;
  • корпус трансмиссии.

Это основные компоненты cvt x tronic. Их на самом деле больше. Агрегат очень сложный в конструктивном плане и поэтому обладает высокой надежностью, выносливостью и долговечностью.

Принцип и алгоритм работы вариатора

Коробка вариатор Xtronic CVT работает по понятному принципу. В конструкции имеется первичный вал, который и приводит в движение транспортное средство. Он связан с двигателем и передает весь крутящий момент от двигателя. Далее в действие приводится ведомый шкив, на который крутящий момент передается клиновидным ремнем. Шкив непосредственно соединен со вторичным валом. В данном механизме передаточное число изменяется в зависимости от величины расстояния между шкивами, которые могут сдвигаться и раздвигаться. Процессом передачи момента вторичный вал занимается степ-мотор.

Но не все так просто, потому что во второй фазе задействован гидротрансформатор, редуктор планетарного типа и дифференциал. Когда автомобиль стоит и только начинает трогаться, шкивы сдвинуты, расстояние между ними наименьшее. Далее, при постепенном увеличении скорости расстояние между шкивами также растет до максимального значения. Таким образом обеспечивается плавный набор мощности без разрыва импульса. Новая конструкция трансмиссии xtronic полностью лишена недостатков привычных АКПП и тем более МКПП, которые при разгоне выдавали толчки, провалы и рывки.

В этом агрегате реализован алгоритм работы PRND, что указывает на расположение символов на рычаге акселератора. Каждая буква – это сокращенное название функции:

  • P – парковка;
  • R – реверс;
  • N – нейтраль;
  • D – рабочее положение, движение.

Ресурс и надежность коробки X-Tronic CVT

Внедрение вариатора в конструкцию трансмиссии позволило сделать разгон автомобиля более плавным, без рывков и характерных для работы любой ранее устанавливаемой КПП толчков. За счет плавности передачи крутящего момента двигатель работает в оптимальном скоростном режиме. Это положительно сказывается не только на ресурсе самой коробки скоростей, но и ДВС. Он не ощущает импульсное увеличение нагрузки, приводящее к разрушению компонентов. Соответственно, это положительно сказывается на сроках службы всех элементов оборудования.

Ресурс коробки с вариатором во многом зависит от эффективности обслуживания устройства. Если обслуживание выполняется, то надежность его можно считать высокой. При отсутствии должного ухода за агрегатом он быстро выйдет из строя и придет в полную негодность.

Список автомобилей с CVT X-Tronic

CVT X-Tronic устанавливается на многие модификации автомобилей. Новый агрегат показал себя с лучшей стороны, обладает хорошей динамикой и приемлемой надежностью. Он входит в состав трансмиссий большого количества машин марки Nissan:

  • Versa;
  • Note;
  • NV200;
  • Altima;
  • Maxima;
  • Juke;
  • Pathfinder;
  • Quest и др.

Также встречается на машинах Renault на моделях Kaptur и Fluence.

Неисправности шагового мотора

Признаками отказа шагового электродвигателя служит движение с постоянной скоростью, т.е. вариатор как-бы зависает на одной зафиксированной передаче. Автомобилю при этом очень тяжело сдвинуться с места, а разогнаться более 60 км/ч не удается.

Step motor чаще всего выходит из строя из-за повреждения обмоток. Ремонтировать его в таком случае нет смысла, а замена не вызывает особых трудностей и не требует демонтажа всего вариаторного агрегата. Крепится степ-мотор всего лишь двумя болтами, но перед заменой необходимо слить масло, снять поддон и фильтр.

Несмотря на кажущуюся простоту замены шагового мотора, рекомендуется производить данную процедуру в специализированных автомастерских, и перед этим провести диагностику, так как порой причина схожих симптомов кроется в неисправности других узлов и механизмов вариатора.

https://youtube.com/watch?v=Di0T7HUkamQ

Бесплатная диагностика ходовой части

  • проверка за 0 рублей;
  • запись на любое удобное для вас время;
  • проверка основных узлов подвески;
  • диагностика навесных ремней;
  • оценка состояния осветительных приборов.

Управлять вариатором так же просто, как автоматической коробкой.

Необходимо переключиться только между четырьмя режимами, меняя положение ручки, и включать таким образом: парковка (P), движение вперед (D), нейтраль (N) и задний ход (R). И не нужно выжимать сцепление — педалей под ногами водителя всего две.

Ступеней в вариаторе нет, а почему тогда встречается определение 6-ступенчатый вариатор? Это маркетинговое описание: коробка способна имитировать смену передач, и этих виртуальных ступеней может быть разное количество. Функция придумана скорее для того, чтобы нарушить монотоность работы, чем для эффективности.

Так почему же одни наслаждаются комфортной ездой с вариатором безо всяких проблем, а у других бесступенчатая коробка выходит из строя еще до конца гарантийного срока? Все дело — в нарушении правил эксплуатации трансмиссии, которые должен знать водитель.

Как выбрать степ мотор для вариатора?

Выбор степ мотора для вариатора играет важную роль в обеспечении правильной работы системы передачи. Вариаторы используются в различных отраслях промышленности, таких как автомобильная, электронная и медицинская. Правильный выбор степ мотора может значительно повысить эффективность работы вариатора и улучшить его надежность.

Первым шагом при выборе степ мотора для вариатора является определение требований к нему

Важно учитывать параметры, такие как мощность, скорость вращения и крутящий момент, необходимые для конкретного приложения. Также следует учитывать окружающую среду, в которой будет работать вариатор, и возможные условия эксплуатации, такие как вибрации и пыль

Вторым шагом является выбор типа степ мотора. Существует несколько типов степ моторов, таких как шаговый, серводвигатель и мотор постоянного тока. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, которые могут быть полезны в конкретном приложении. Например, шаговые моторы имеют высокую точность позиционирования, в то время как серводвигатели обладают высокой динамикой и регулируемым крутящим моментом.

Третьим шагом является выбор производителя

Важно выбрать надежного и проверенного производителя степ моторов. Надежность и качество степ мотора играют ключевую роль в обеспечении непрерывной работы системы передачи

Исследуйте репутацию и отзывы о производителе, а также обратитесь к специалистам и консультантам, чтобы получить советы и рекомендации.

Наконец, перед покупкой степ мотора рекомендуется провести тестирование и анализ совместимости с вариатором и другими компонентами системы передачи. Это позволит убедиться в правильности выбора и избежать проблем, связанных с несовместимостью или неправильными настройками.

В итоге, выбор степ мотора для вариатора является ответственным и важным шагом в процессе создания или модернизации системы передачи. Внимательное и основательное изучение требований, типов моторов и производителей поможет сделать правильный выбор, который подойдет именно для вашего приложения.

Ниссан ошибка p1778

Машина трогается и продолжает ехать с тем же передаточным числом, как и при старте. Во время движения от тряски повышение передаточного числа иногда происходит, но после остановки автомобиль трогается с повышенной передачи. Снятый с Ниссан Мурано — шаговый мотор вариатора Jatco. Был «приговорён» к замене после тестов, решили проверит

Добрый день. Весной прошлого года с приходом тепла машина начала ловить ошибку P так же может вылетать P

Первый знак в коде неисправности обозначает букву, которая определяет, к какой системе относится неполадка:. Второй знак обозначает стандартность или специфичность неполадки:. Последние два знака — число, которое соответствует номеру ошибки в системе ОБД. Для расшифровки кодов ошибок нужно перевести код ошибки из десятичной в двоичную систему расчета. К примеру код ошибки на приборной панели — десятичный , его переводим в двоичный, состоящий из 8 символов: Теперь в таблице помечаем крестиками ячейки с ошибками во второй линии на схеме , для чего производим такие действия:. D Код указывает на неисправность CAN-интерфейса.

В случае, если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. Перейти к содержимому. У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать.

Современный клиноременный вариатор

В современной конструкции КПП CVT применяются шкивы из сверхпрочного металла, а ремень – не эластичный жгут, а наборная лента из износостойкого металла (собирается из полосок, которые скрепляются между собой скобами). На ремень наносят специальное покрытие, защищающее от износа и проскальзывания.

Один из шкивов является ведущим. Он соединён с коленчатым валом двигателя (который служит преобразователем энергии, получаемой в результате сгорания топлива, в энергию вращения). Ведомый шкив соединен с колёсами авто. Шкивы имеют переменный диаметр (грани обода расходятся и сходятся, тогда ремень проходит уже не внутри, между ними, а поверх).

При небольшой скорости движения автомобиля диаметр ведущего шкива имеет минимальные значения, а ведомого – максимальные. При средней скорости диаметр одинаковый. При максимальной – размер ведущего увеличивается, а ведомого уменьшается. Изменяя размеры шкивов, изменяем передаточное число.

Механизмом «руководит» электронная система, опираясь на информацию с многочисленных датчиков (об оборотах вала, о вращении колес, сведения с самой трансмиссии).

Основные элементы вариатора

Шкивы и ремень являются лишь частью конструкции современных вариаторов и называются клиноременной передачей. Строение CVT (бесступенчатой коробки передач) гораздо сложнее, в корпусе агрегата предусмотрено немало других элементов.

Вспомним, что нам уже известно. Крутящий момент от двигателя передается на первичный вал, а затем на ведущий шкив. В этом процессе может быть задействован гидравлический трансформатор (предусмотрен не во всех моделях). Гидротрансформатор отсоединяет трансмиссию от двигателя, через него передается усилие от вала к шкиву.

После гидротрансформатора усилие переходит на ремень, а с него на ведомый шкив. Далее при помощи планетарного редуктора момент переходит на вторичный вал. И машина движется вперед. Чтобы автомобиль двигался назад, запускается планетарный механизм или режим заднего хода (изменяет направление вращения вала).

В конструкции предусмотрен и дифференциал, который распределяет нагрузку по колёсам (на дифференциал крутящий момент передается от промежуточного вала).

Электронная система, которая руководит всеми процессами внутри CVT, считывает информацию с датчиков и изменяет режим работы CVT. Датчики установлены там, где можно быстро получить сведения о скорости вращения валов, о температуре рабочей жидкости, о положении селектора (ручки КПП). Электроника учитывает нагрузку на двигатель, скорость движения авто, положение педали газа и многое другое.

В некоторых моделях вариаторов предусмотрена возможность ручного переключения скоростей, ступенчато, как на АКПП. В других могут присутствовать лишь спецрежимы: «спортивный», «экономичный».

Все описанные элементы помещены в один корпус.

Рабочая жидкость

Диаметр шкива изменяется за счет перемещения дисков. Перемещение оказывается возможным благодаря давлению рабочей жидкости – масла (гидравлическая система). Но это утверждение справедливо лишь в отношении ведущего шкива. На ведомом диски перемещаются от натяжения ремня и за счет возвратной пружины.

Для CVT разработано специальное масло. Жидкость проявляет фрикционные свойства (помогает уменьшить силу трения и износ трущихся поверхностей) при своей рабочей температуре (60-70 градусов выше нуля).

При движении со скоростью более 150 км/ч масло перегревается (рабочая температура возрастает до +80 градусов). Перегрева допускать нельзя, он негативно сказывается на сроке службы вариатора (CVT). Охлаждают жидкость с помощью дополнительно установленного маслоохладителя (радиатор).

Необходимо следить за уровнем масла: если количество слишком уменьшиться, ремень будет проскальзывать. И, чтобы не допустить засорения, менять жидкость необходимо каждые 60-150 000 км (раз в пять лет).

Типы

Если вы зашли на эту страницу, то вы либо планируете покупку авто на дсг либо у вас проблемы с коробкой передач. Надеюсь эта запись ответит на ваши вопросы и сомнения к приобретению желанного автомобиля или оттолкнет от покупки. Для вашего удобства я собрал самые актуальные отзывы владельцев о дсг фольксваген и шкоды. ДСГ брать или …

Читать далее

Автомобилисты начального уровня или просто интересующиеся люди часто стесняются задавать вопросы о простейших функциях автомобиля, боясь показать свою некомпетентность. Для заядлых любителей механических коробок передач практически нет разницы, находится перед ними вариатор или автомат. Всё это автоматизированные разновидности трансмиссий, хотя разница во внутреннем устройстве между ними действительно огромна. В первом случае это бесступенчатое изменение передаточного …

Читать далее

Компания Nissan с ростом популярности бесступенчатых трансмиссий изобрела необычный вариатор и запатентовала его под именем CVT X-tronic.

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Цепные Конусные Тороидальные Шаговые Зубчатые Вариаторы, сопряженные с асинхронными электрическими двигателями общепромышленного назначения называются мотор-вариаторами. Они могут взаимодействовать с различными типами двигателей. В качестве дополнительной опции обычно устанавливается система редукторов, увеличивающая гибкость всей системы, червячная или цилиндрическая передача. При помощи связки мотора, редуктора и вариатора можно …

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Цепные Конусные Тороидальные Шаговые Мотор-вариатор Зубчатым вариатором называется механизм с шестернями и постоянным сцеплением между ними, обеспечивающий переменной передаточное отношение.

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Цепные Конусные Тороидальные Мотор-вариатор Зубчатые Бесступенчатые коробки передач в своё время совершили настоящую революцию в мире автомобилестроения. Сейчас они получили широкое разнообразие и целый ряд необычных конструктивных решений. Они долгое время не могли быть использованы из-за отсутствия синхронизации между ведущим валом и внутренними частями. Это приводило …

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Цепные Конусные Шаговый Мотор-вариатор Зубчатые В далеком 1878 году, задолго до изобретения ременного вариатора, в качестве игрушки, был изобретён тороидальный вариатор английским изобретателем Ч. Хантом. С тех пор о нём забыли до 1930-хх годов. Схема впервые была использована на практике забытым автомобильным брендом Austin.

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Цепные Шаговые Тороидальные Мотор-вариатор Зубчатые Одной из самых первых моделей вариаторов были образцы, основанные на конусах. Это пояснялось тем, что технологии производства не позволяли создать шкивы переменного диаметра или тороидальные механизмы. Своё название они получили за пару сдвоенных конусов. Перемещения ременной передачи на разные диаметры в …

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Клиноременные Шаговые Конусные Тороидальные Мотор-вариатор Зубчатые Вариаторные коробки передач позволяют производить бесступенчатое изменение скорости вращения колёс автомобиля и управлять крутящим моментом. Наряду с гибкими ременными передачами усилия активно используются цепи. Они существенно отличаются от классического понимания цепной передачи мотоцикла или велосипеда. Это устройство с огромным количеством звеньев, …

Читать далее

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов: Шаговые Цепные Конусные Тороидальные Мотор-вариатор Зубчатые Во всём разнообразии вариаторов постоянно развиваются и находят реальное применение клиноременные модели.

Читать далее

Устройство вариатора

Смысл имеет рассказать о работе клиномерной вариаторной коробки передач (потому что собрат сейчас практически не продается).

Коробка устанавливается на двигатель (либо продольно, либо поперечно). Для того чтобы плавно соединить ее с мотором и в нужные моменты отключать (нейтральный режим), предусмотрена система сцепления.

Сейчас многие производители ушли на гидротрансформатор, схожий устанавливается на классическую АКПП. Однако другие производители могут использовать другие типы – центробежные, электромагнитные или многодисковые (мокрые варианты). Использования гидротрасформатора обусловлено высокой производительностью и высокими эксплуатационными характеристиками, в том числе и долговечностью.

Теперь про само устройство вариатора. Описать его достаточно сложно, все же это не простая конструкция, но я постараюсь:

  • Валы с изменяемыми конусами. Про это еще раз я рассказывать не буду (принцип рассказал наверху). Хочется отметить, что из-за больших нагрузок поверхности конусов вариатора делаются из высокопрочных сталей
  • Ремень или цепь. Предназначены соединить два вала. Ремнем можно назвать с натяжкой, все потому что он состоит из специальных металлических лент соединенных между собой специальными фасонными частями имеющими вид бабочки и придающих специальную похожую на клин форму. Работает он боковыми частями, которыми благодаря силам трения он контактирует с клиньями шкивов. Тем самым передается момент от одного вала на другой. Стоит отметить, что другие производители, например AUDI используют цепной механизм, она имеет большое количество мелких звеньев и обеспечивает малые радиусы изгиба. Работает она уже не боковой поверхностью, а торцевой. И цепь, и ремень рассчитаны на высокие нагрузки, но они не переносят высоких перегревов (могут деформироваться)

Масло

Да не удивляйтесь, смазка внутри также является важной составляющей и к ней предъявляют высокие требования, обычно здесь идет ATF жидкость, которая заливается в автомат. Нужна она не только для смазки, но и для нагнетания давления в насосе чтобы раздвигать или сдвигать конусы
Масляный насос

Как раз и нагнетает давление в системе

Гидроблок. Он руководит подачей масла в нужные каналы, то есть либо в один конус (вал), либо в другой. Кстати пробуксовки и прочие пинки, и толчки могут быть связаны именно с ним.

Фильтра. Их может быть много, как в самом гидроблоке, так и за его пределами. Они улавливают грязь и мелкие металлические частицы с ремня и конусов, не давая им забивать мелкие каналы

Радиатор. На вариаторной коробке передач он ОБЯЗАТЕЛЕН! Запомните, эта трансмиссия очень быстро перегревается при пробуксовках и высоких нагрузках, поэтому чтобы охладить масло, нужен внешний радиаторный блок. Некоторые на паркетниках которые любят лазить в грязи и буксовать (например Mitsubishi Outlander) ставят дополнительные радиаторы, чтобы убрать излишний нагрев

НУ и последнее это блок управления вариатором. Это электронное устройство, которое работает в паре с ЭБУ, получая от него нужные команды. Оно дает приказания электроники и валам принять ту или иную конфигурацию, которая отвечает данной скорости и нагрузке

Это устройство в двух словах, для того чтобы понять общий принцип работы. Стоит отметить, что изначально у вариатора не было реверсного вращения, то есть движения назад. Поэтому в конструкцию внедрили планетарную передачу, которая позволяет это сделать. Однако это намного усложнило конструкцию.

Когда появился и чем обусловлено появление вариатора

Данная разработка была запатентована в 18 веке. Активно же применять её стали в 1950-1980-хх годах. Использовали в технике, не обладающей такой мощностью как легковой автомобиль (с электрогенераторами, в бензопилах, снегоходах, станках, швейных машинках). Для ТС потребовалось изобрести совершенно иной механизм бесступенчатой трансмиссии. И со временем инженеры решили эту задачу.

Впервые бесступенчатая трансмиссия была установлена на голландские автомобили DAF, сопоставимые с мототранспортом в 1958 году. Позже, в конце 70-х, патент «по наследству» перешёл к Volvo. Концерн попытался усовершенствовать «скромный» вариатор (пойти по этому пути было проще, чем перестраивать всё производство). Ресурса усовершенствованной модели CVT хватало лишь на 30 тыс. км пробега. Спустя годы концерн отказался использовать вариатор в своих автомобилях.

CVT-автоматическая коробка передач для DAF 55, шасси снято с рамы

В 80-х вариатор использовали на автомобилях Ford (модель Ford Fiesta), Fiat (модель Fiat Uno), Subaru. И лишь Субару удалось победить главный недостаток вариаторов – их недолговечность (концерн использовал вместо эластичного ремня в конструкции CVT, толкающий металлосодержащий). Компания Subaru оснастила многие автомобили трансмиссией CVT собственного производства и до сих пор поставляет свою разработку другим производителям.

В 90-х стали устанавливать вариатор и на автомобили класса С (т.е. среднего класса, до этого устанавливался на недорогих и практичных класса В). И всё благодаря непрекращающимся поискам более совершенной конструкции вариатора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: