NEXT: ГАЗель vs Валдай
В модельной гамме Горьковского автозавода Валдаи, традиционно, занимают позицию на ступень выше «тяжелой» версии ГАЗели: так полная масса первого составляет 6.7 тонный, а второй – 4.6 тонны, при этом грузоподъемность моделей укладывается в 3.8 и 2.2 тонны, соответственно.
Вообще, эта модель разительным образом отличается от «младшего брата», и дело не только в бескапотной кабине, но и в основных узлах и агрегатах – у среднетоннажного грузовика они рассчитаны на куда более высокую нагрузку (поскольку позаимствованы у ГАЗона).
Двигатель под капотом у этих автомобилей установлен один и тот же – 2.8-литровый турбодизель Cummins ISF, однако у Валдая он сочетается не с 5-скоростной, а с 6-ступенчатой «механикой», которая отличается не только способностью «переваривать» больший крутящий момент, но и лучшей экономичностью и более низким уровнем шума при движении.
Преимущества
Компоновка с кабиной над двигателем позволяет уменьшить габариты транспортного средства или при тех же размерах получить бо́льшую длину надстройки. В сопоставимых габаритах для фургонов это до 5 м3 в плюсе. Вдобавок вы получаете лучшую обзорность с места водителя и маневренность в городских условиях эксплуатации (радиус разворота от 6,2 метра, у сопоставимой «классики» — от 6,8 метра).
Именно поэтому городские перевозки для «Валдая Next» являются основной сферой применения. Не менее важны экономичность, простота в обслуживании, функциональность и удобство в управлении. Всем этим критериям разработчики постарались соответствовать.
Вердикт
В целом в сегменте среднетоннажных грузовиков модель получилась очень даже достойной. Конечно, «Валдай Next» не идеал, но таковых в природе просто нет. Но для городского развозного автомобиля плюсов у него больше. Большой запас грузоподъёмности, отличная манёвренность и управляемость, прекрасная обзорность, необходимые современные системы помощи водителю, включая помощь при трогании в горку, кондиционер и мультимедиа в базовой комплектации, большой пробег без дозаправки и множество ниш для документов.
Хотя конкурентов у машины хватает, в том числе и по стоимости. В первую очередь это JAC N80. А вот Hyundai 78 и Mighty, Fuso Canter и другие обойдутся дороже.
Предпосылки
По итогам января в сбыте LCV первое место принадлежит ГАЗу. Но есть одно но: падение продаж — 25,8%, тогда как у главных конкурентов сплошные плюсы. И хотя объемы продаж пока несопоставимы (паритетность «ГАЗ / отечественные бренды / импортные бренды» — 43/69/31), откусывание по чуть-чуть вожделенного пирога в конечном итоге может привести к печальным последствиям. Ford Transit уже на третьей строчке в рейтинге продаж. Хотя такому положению способствовала не только экономическая составляющая…
На рынке среднетоннажников первое место тоже за ГАЗом. Однако опять же с минусом 22,2%. Причем это усредненная картина. К примеру, в сегменте среднетоннажных машин с кабиной над двигателем до недавнего времени ГАЗ и вовсе отсутствовал. Да и паритетность тут значительно хуже: 38/54/46.
Между тем такие машины, хорошо зарекомендовавшие себя в городских перевозках, пока остаются полностью под контролем зарубежных производителей. Причем большая их часть уже сегодня производится на территории России (Hyundai Truck, Isuzu, Mitsubishi Fuso). Почувствовав прибыльность работы в данном направлении, к корейским, японским и европейским производителям спешат присоединиться и представители Поднебесной (Foton, JAC).
Именно из-за такого расклада ГАЗ просто был вынужден вывести на рынок собственный продукт в этом сегменте — им-то и стал «Валдай Next».
Для организации производства автомобиля был модернизирован сборочный конвейер, организован участок подсборки кабины, закуплено современное обрабатывающее оборудование, штамповая оснастка для производства деталей экстерьера и интерьера. Инвестиции «Группы ГАЗ» в разработку и организацию производства автомобиля составили около 1,4 млрд рублей, включая 400 млн рублей льготного займа под 1% годовых от Фонда развития промышленности (под управлением ВЭБ РФ).
По сути, данная машина не имеет ничего общего с предшественником. Это больше маркетинговый ход. Во-первых, предыдущий «Валдай» номинировался как универсальный среднетоннажник, хорошо подходящий для эксплуатации на наших разбитых дорогах. Во-вторых, зачастую машину эксплуатировали на региональных маршрутах для доставки небольших партий грузов. Если что-то и роднит эти машины, так это использование узлов и компонентов «капотников», дизельный двигатель да пневматическая тормозная система.
Первые впечатления
Нет, ну никак не напоминает «Валдай Next» никакую из машин «Группы ГАЗ» семейства «Next». С виду это Isuzu Elf прошлого поколения. Или Hino 300. Такое впечатление возникает при взгляде на кабину. Она тут бескапотная (что редкость для продукции Горьковского автозавода), к тому же ― импортная. Точнее, штамповки кабин закупают у китайского Foton, а Нижнем Новгороде их уже сваривают и красят.
Собственно, на дверях честно красуется надпись GAZ/Foton, а вот на передней облицовке под лобовым стеклом английскими буквами выгравировано GAZ. В целом, выглядит модель аккуратно. На крыше установлен обтекатель, хотя его целесообразность спорна.
Почему, расскажем ниже. Но сама задумка понятна ― всё же фургон сильно поднимается над кабиной, увеличивая сопротивление воздуха в поездке.
Сама надстройка производства новосибирского «СибЕвроВэн». Здесь ничего необычного: качественная отделка, внутри есть освещение, металлическая запорная фурнитура и алюминиевая подножка для попадания внутрь.
За счёт бескапотной кабины и шасси от предыдущего «Валдая» (о его тест-драйве мы, кстати, писали в № 6 (36) за 2019 год) места на раме для установки различных надстроек предостаточно. По сравнению с тем же «Садко» монтажное место длиннее на 1,2 м.
Производитель заявляет полную массу в 6,7 т. Но, если честно, при взгляде на усиленную раму складывается впечатление о гораздо большем запасе мощности. Уж чем-чем, а этим продукция ГАЗа славится, недаром в 1,5-тонные «ГАЗели» грузят по 2-3 тонны. Так что явно в «Валдае Next» будут перевозить не положенные 3,8 т, а все 5.
Подвеска рессорная, как и положено грузовику. Задний ведущий мост с двускатной ошиновкой. Кстати, на заводе машину «обувают» во всесезонную «Кама Евро» диаметром 17,5 дюймов. Интересно, если поставить больше, пойдёт ли это на пользу?
Испытатель: Алексей Шимановский, технический специалист по предпродажной подготовке техники ООО “Орион Моторс”
Именно он и будет сегодня помогать нам в освоении навыков управления «Валдаем Next». Но к натурным испытаниям приступим чуть позже, а пока продолжаем осматривать новинку. С пневматической тормозной системой не стали мудрить и поставили Wabco. Здесь дисковые тормоза «вкруг», как у «Садко Next». От этого же грузовика достались и все огрехи.
Присмотришься к раме внимательно, а она уже с очагами ржавчины и отколовшейся краской. В некоторых местах болтовых соединений тоже проступают «рыжики». И это новый грузовик, на минуточку. Ну да ладно, к таким особенностям отечественной продукции наши потребители уже привыкли.
На обеих осях установили стабилизаторы поперечной устойчивости, так что гружёную машину не должно кренить в стороны. По правой стороне шасси расположили пневмобаллоны, воздушный фильтр. С левой стороны ― аккумулятор на 85 А·ч в закрытом ящике, топливный бак на 125 литров, а под задним свесом ― инструментальный запираемый ящик.
И вновь возвращаемся к кабине. Точнее, пора заглянуть под неё. Откидывать её просто, владельцы подобных развозных грузовиков от Fuso, Isuzu, Hino и т. д. справятся сразу. Взору открывается хорошо знакомый дизельный Cummins ISF 2.8 с прошивкой на 133 л. с. По заверению производителя, в экономичном режиме в диапазоне от 1500 до 2500 оборотов крутящий момент составит 353 Н·м.
Мотор оснащён системой рециркуляции выхлопных газов и соответствует экологическому классу «Евро-5». Присутствует сажевый фильтр, а система Common Rail автоматически вынуждает владельца забыть дорогу к заправкам с сомнительным топливом. Ну или готовиться к вложениям в ремонт.
Коробка здесь, по сути, от «ГАЗели Next». Это «6-ступка» с тросовым приводом и передачей крутящего момента до 450 Н·м, сцеплением от ZF, подшипниками от SKF, синхронизаторами от Hoerbiger, манжетами Rubena. Разве что реализовано не джойстиковое переключение, а стандартное для одноклассников «Валдая Next».
Двери распахиваются на 90°. Присутствует фиксатор, так что при полном открытии порыв ветра не захлопнет вход. Кабина трёхместная, причём сиденье посередине можно трансформировать в столик. Внутри этого столика есть ниша для документов.
Об эксплуатации
Вставляем ключ зажигания. Он здесь, к слову, выкидной, как в современных европейских легковушках. Ещё и с управлением центральным замком.
Сиденье можно отрегулировать только в горизонтальной плоскости. Подрессорирование и регулировка по высоте попросту отсутствуют. Водителям с длинными ногами будет не особенно удобно. Правда, спасает смена положения рулевой колонки по наклону.
Справа от водителя разместили ручку стояночного тормоза. Тут же подстаканник и ниши для мелких вещей. Спереди ― короткий рычаг КПП.
На передней панели находится 2DIN-магнитола с возможностью подключения по Bluetooth, тахограф, блок управления «печкой». Под всем этим спрятали блок с предохранителями.
Перед собой водитель видит показания тахометра и спидометра. Между ними цифровое табло с показаниями о скорости, температуре и прочих данных.
Мультируль выполнен из качественного пластика, впрочем, как и приборная панель. Он не люфтит, правда, на нашем экземпляре почему-то установлен не прямо, что с непривычки сбивает с толку. Кнопки на левой стороне руля отвечают за мультимедийные функции, справа ― за круиз-контроль и телефонию.
Что ж, пора в путь. Пробуем тронуться. Педаль сцепления ходит легко, а вот с переключением передач возникла заминка. Первая попросту не включается. Ладно, трогаемся со второй.
Переключать скорости приходится часто. Это сразу выдаёт стихию «Валдая Next» ― город. На пятой передаче машина едет на скорости 50 км/ч с 2100 оборотами. При переходе на 6 передачу обороты снижаются до 2000, а скорость возрастает до 60 км/ч.
Выезжаем на трассу. Разгоняем машину. На 6 передаче доводим мотор до 2500 оборотов.
Так что лучше эксплуатировать «Валдай Next» в городских условиях. От светофора до светофора, что называется. Как раз коробка на это рассчитана. Плюс на трассе постоянно приходится на скорости подруливать. Наш испытатель объясняет это особенностью всех машин с передней рессорной подвеской: «Наезжаем правой стороной, рессора одна прогибается, соответственно, длина меняется, и балка шевелится».
Уже после тест-драйва мы выяснили, что в конструкции грузовика предусмотрены два режима: экономичный и мощный. И, скорее всего, мы всё время использовали экономвариант. Поэтому не исключаем, что во втором режиме машина будет вести себя по-другому. Правда, и расход топлива будет выше.
О манёвренности «Валдая Next» можно слагать легенды. При полном выкручивании руля складывается ощущение, что грузовик крутится вокруг своего бака. Шутка ли, радиус разворота заявлен на уровне 6,2 м.
К тормозной системе нареканий нет никаких. Она отзывчива к педали, а ABS реагирует очень корректно. Присутствует и антипробуксовочная система. Она активна автоматически при включении зажигания, но её можно отключить при необходимости. Чем мы и воспользовались, чтобы опробовать грузовое шасси в непривычной для него роли ― дрифте.
Алексей Шимановский крутился на «пятаке», выбрасывая из-под колёс снежные фонтаны и повергая в зачарованное состояние окружающих. Не каждый день увидишь, как 8-тонная машина крутится вокруг своей оси в управляемом заносе.
К слову, несмотря на рессорную подвеску, идёт «Валдай Next» по дороге довольно мягко. По сравнению с тем же «Садко Next» ― небо и земля. Не трясёт, к тому же шумоизоляция на достойном уровне ― в кабине можно спокойно разговаривать, не повышая голос. Шум двигателя минимальный.
Очень удачно расположили форсунки стеклоомывателя. Они находятся на «дворниках», и «омывайка» попадает непосредственно на радиус их хода. А не перелетает куда-то за кабину или по бокам.
Весьма порадовала обзорность. Бескапотная компоновка позволяет видеть перед собой всё происходящее. Боковые зеркала двойные. Верхние с электроприводом и подогревом, а нижние сферические нужно регулировать вручную.
Прочие характеристики
-
Размеры:
- длина – 6513-6919 мм
- ширина – 2300 мм
- высота по кабине – 2310 мм
- высота по фургону – 3155-3555 мм
- Колесная база – 3310-4000 мм
- Дорожный просвет – 177 мм
- Минимальный радиус разворота – 6.2 м
- Количество дверей/мест – 2/3
-
Подвеска:
- передняя – зависимая, рессорная, с резинометаллическими шарнирами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости
-
Рулевое управление:
- тип – интегральный рулевой механизм
- усилитель – гидравлический
-
Тормозная система – двухконтурная, с пневматическим приводом и ABS:
- передние тормоза – дисковые
- задние тормоза – дисковые
NEXT: ГАЗон vs Валдай
Как уже было отмечено, позиция Валдаев в модельной гамме ГАЗ’а по иерархии располагается ниже ГАЗона, хотя по большей части делит со «старшей» моделью основные узлы и агрегаты (раму, мосты, подвески, рулевое управление, тормозную систему и т.д. и т.п.). Вот и получается, что у этого грузовика имеется солидный запас прочности, и перегрузы ему точно не будут страшны (главный «ограничитель» это двигатель).
Несмотря на то, что эта модель обладает технически допустимой массой 6.7 тонны, а у ГАЗона данный показатель на 2 тонны выше, не исключено, что в дальнейшем первый также получит более грузоподъемные модификации, причем это не приведет в «внутреннему каннибализму». У ГАЗона – универсальная «газовская» кабина с капотной компоновкой, а значит более комфортная для дальних поездок, в то время как бескапотная кабина оптимально подходит для городских или пригородных перевозок.
Кроме того, у этих грузовиков разные «сердца»: Валдаю полагается 2.8-литровый турбодизель Cummins ISF, работающий в тандеме с 6-скоростной «механикой», в то время как на ГАЗон устанавливается отечественный дизельный турбодвигатель ЯМЗ-53441 рабочим объемом 4.4 литра, который стыкуется с 5-ступенчатой МКПП.
Начинка
Кабина для всех производителей всегда была камнем преткновения. В общих затратах на разработку новой машины она занимает до трети всех расходов. Вспомните долгоиграющую эпопею с «боданием» КАМАЗа и Daimler Trucks — похоже, игра стоила свеч.
Нижегородцы, посчитав все за и против, решили остановить свой выбор на «покупном» варианте. Кабину ГАЗу будет поставлять китайский бренд Foton — об этом недвусмысленно свидетельствует шильдик на двери.
По сути, это «всекитайская кабина», у которой, само собой, японские корни. С таким же успехом вместо Foton здесь мог располагаться шильдик JAC, Dongfeng или бог его знает еще кого. Но договорились именно с Foton.
Доступ в кабину удобный, антураж соответствует современным веяниям — без эклектики и выпендрежа
Обращает на себя внимание обилие зеркал заднего вида с подогревом и сервоприводами — их шесть (есть даже внутреннее зеркальце) — и практически двухместное пассажирское сиденье с трансформируемой средней частью
Предполагается, что в будущем за дополнительную плату будет доступна и камера заднего вида, весьма востребованная по нынешним меркам опция для городского грузовика.
Светотехника — с использованием светодиодных дневных ходовых огней. В базовую комплектацию входят и противотуманные фарыРегулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, сервоприводы стеклоподъемников, центральный замок (с единым ключом не только для дверей и зажигания, но и для пробки топливного бака), круиз-контроль и магнитола с кнопками на руле — в «стандарте». Тахограф, 9-дюймовое мультимедийное устройство, кондиционер, отопитель, предпусковой подогреватель, обтекатель для шасси с фургоном — из списка допоборудования.
При работающем двигателе в кабине тихо. Эффективная шумоизоляция заглушает звуки мотора, а сайлент-блоки увеличенного размера в подвеске кабины гасят вибрации, делая поездку вполне комфортной.
Силовой агрегат — хорошо зарекомендовавший себя дизель Cummins ISF2.8s5F148M мощностью 133 л. с. В сочетании с новой 6-ступенчатой коробкой передач (собственная разработка ГАЗа) двигатель обеспечивает низкий уровень расхода топлива, а также минимум шумов и вибраций. Увеличенный до 353 Нм крутящий момент вполне достаточен для транспортировки 4 тонн груза. Причем двигатель настроен таким образом, что максимум крутящего момента приходится на достаточно широкий диапазон оборотов — от 1500 до 2800.
Что порадовало, так это наличие специального кожуха на двигателе позади кабины и защита картера двигателя, захватывающая коробку передач, а также закрытый пластиковой крышкой аккумулятор. Есть некая уверенность, что все будет в чистоте и сохранности.
Автомобиль выпускается с двумя вариантами колесной базы и с несколькими вариантами длины платформы. Машины поставляются уже полностью готовыми к работе: самые популярные надстройки устанавливаются теперь на заводском конвейере. Продажи начинаются с наиболее востребованных версий: промтоварных фургонов и «европлатформ». Вслед за ними в продаже скоро появятся рефрижераторы, эвакуаторы, а затем и другие варианты спецтехники.
Короткая версия автомобиля длиной всего 6,5 метра может перевозить груз объемом до 20 м3, а длиннобазный «Валдай Next» в состоянии взять на борт уже до 30 «кубов»
Прочность рамы увеличена на 30% за счет использования новой марки стали и внедрения дополнительных поперечин. Многие элементы трансмиссии взяты от «старшей», более тяжелой модели «ГАЗон Next 8.7»: мост, передняя и задняя подвески, тормозная система и рулевое управление. Это обеспечивает автомобилю достаточный запас прочности и необходимый ресурс в расчете на длительную эксплуатацию.
Подвеска — рессорная, со стабилизаторами поперечной устойчивости на обоих мостах. Как уже было отмечено, тормозная система — пневматическая, тормозные механизмы — дисковые, вентилируемые.
Уже в базовой комплектации автомобиль оборудован максимальным набором электронных ассистентов водителя. Среди них — система курсовой устойчивости (ESP), система перераспределения тормозных усилий (EBD), система помощи при трогании на подъеме (HSA) и антипробуксовочная система (ASR).
Пару слов о шасси. В «базе» слева за защитным ограждением — контейнер с аккумулятором, топливный фильтр и бак на 125 литров дизельного топлива. Чуть поодаль, в заднем свесе, — добротный инструментальный ящик внушительных размеров. За противоподкатным брусом, опять же в заднем свесе, — запаска.
Немного маркетинга
По мнению разработчиков, новый «Валдай Next» займет продуктовую нишу между «тяжелыми» модификациями «ГАЗель Next» полной массой 4,6 тонны и легкой версией среднетоннажного грузовика «ГАЗон Next» полной массой от 8,7 тонны.
Надеяться на то, что ситуация в сегменте среднетоннажников с кабиной над двигателем быстро изменится в пользу ГАЗа, не приходится: уж больно сильные игроки сосредоточились в данном сегменте. К тому же их возможности намного шире.
К примеру, ГАЗ предлагает машину в одном варианте полной массы — 6,7 тонны, тогда как у конкурентов диапазон возможностей от 3,5 до 12 тонн, несколько вариантов колесных баз, имеются полноприводные модификации и двухрядные кабины. Словно предчувствуя «засаду» от ГАЗа, Hyundai Truck сравнительно недавно вывела на наш рынок совершенно новую модель, Hino модернизировала свою «300-ю» серию, да и остальные игроки тоже не дремали. Добавьте к этому то обстоятельство, что КАМАЗ в данном сегменте также хочет укрепить свои позиции своей новой разработкой.
Так что ГАЗу необходимо будет хорошенько подумать над ценовым предложением, финансовой поддержкой потребителя — и конечно, о сервисе и снабжении запасными частями. Только при наличии всех этих факторов потребитель пойдет навстречу производителю.
А пока заявленная стоимость промтоварного фургона, с которым пришлось иметь дело, — от 3 115 000 рублей. Предусмотрен целый ряд фирменных финансовых программ, что, по мнению разработчиков, позволит клиентам приобрести «Валдай Next» на наиболее выгодных условиях. Это и фирменный Trade-in со скидкой 250 тыс. рублей при сдаче бескапотного коммерческого автомобиля полной массой от 2 до 12 тонн, и лизинг с первым взносом от 0%, и отсрочка платежа по лизингу на 90 дней, и сервисный контракт на 80 тыс. км в подарок.
Стоимость протестированного автомобиля «Валдай Next» от 2 280 000 рублей.