Zaz logo

Главное меню

Заводы, где раньше и сейчас производятся автомобили ZAZ

Производство автомобилей марки ZAZ изначально было налажено в Советском Союзе на Запорожском автомобильном заводе.

Основная производственная площадка ЗАЗа располагалась в городе Запорожье на Украине. Здесь в 1958 году началось строительство завода, а уже в 1960 году был выпущен первый автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец».

Все последующие классические модели ЗАЗ выпускались именно на запорожском предприятии вплоть до начала 2000-х годов. За это время завод превратился в крупнейшее автомобильное производство СССР с выпуском до 200 тысяч автомобилей в год.

Помимо основной площадки в Запорожье, сборка автомобилей ЗАЗ осуществлялась также на других заводах СССР. В частности, с 1967 года «Запорожцы» выпускались в Львове на заводе ЛАЗ. А в 1974-1994 годах модель ЗАЗ-968 собиралась на Ижевском автозаводе.

В постсоветский период производство классических заднемоторных ЗАЗов в Запорожье свернули. В 2000-х годах здесь выпускались бюджетные переднеприводные модели ЗАЗ Sens, ZAZ Lanos, ЗАЗ Forza.

С 2006 года налажен выпуск автомобилей ЗАЗ на заводах в Луганске и Мелитополе на Украине. Здесь производились модели ЗАЗ Chance, ЗАЗ Vida.

С 2016 года выпуск автомобилей ЗАЗ возобновлен в России на заводе в Бронницах под Москвой. Здесь производится модель ЗАЗ Chance в модификациях седан и хетчбек для российского рынка.

Таким образом, на протяжении 60-летней истории бренда его автомобили выпускались преимущественно в Запорожье. В разные годы производство было также налажено в СССР на заводах во Львове и Ижевске, а в постсоветский период — на предприятиях в Луганске, Мелитополе и Бронницах.

Дизайн

Новый «Запорожец» выполнен в популярном сегодня купеобразном кузове. Но даже в этом случае, по мнению независимого дизайнера, автомобиль должен обладать несколькими примечательными особенностями.

Прежде всего, линия крыши у ЗАЗ Запорожец 2021-2022 идет не так полого, как у большинства кросс-купе, а ступенчато. На опубликованных снимках видно как минимум 2 перехода. Отчасти из-за этого задние опорные стойки располагаются под максимально возможным острым углом. Также по той же причине кормовое остекление оказалось компактным. Насколько удобным будет такая конфигурация «Запорожца», пока непонятно. Помимо компактных размеров автомобиля удобному расположению пассажиров на втором ряду мешает как раз резко опускающаяся линия крыши. То есть новинка имеет 2-местную посадку с задним диваном, предназначенным для перевозки детей. Также по указанным причинам объем багажного отсека не превысит 300 литров.

Читайте наc:

Однако приведенные стилистические решения можно объяснить тем, что ЗАЗ 968 2021-2022 скорее всего ориентирован на молодежный сегмент авторынка. В пользу этого свидетельствует достаточно уникальный дизайн кузова.

Передние опорные стойки у новинки тоже размещены под относительно острым углом, что в сочетании с пологой крышей существенно улучшает аэродинамические характеристики автомобиля и, как следствие положительно сказывается на расходе топлива. Из-за малозаметных выступов, формирующих своеобразные «волны», капот визуально кажется больше. Его передняя кромка плавно изгибается вниз, переходя с прямоугольную решетку радиатора с множеством горизонтальных ламелей. Последние, вероятно, выполнены из пластика.

ЗАЗ Запорожец 2021-2022 примечателен еще и тем, что головная оптика у него отсутствует. В том месте, где обычно размещаются фары, присутствуют декоративные вырезы. Возможно, все фонари (противотуманные, дневные ходовые и головные огни) компактно размещены в круглых блоках, которые вынесены по сторонам от решетки радиатор. Необычной формой отличается и бампер. По мере продвижения вниз он постепенно выступает вперед, упираясь в черную пластину, которая под острым углом заходит под днище.

Максимальное сходство с упомянутым Nissan Juke прослеживается сбоку. Как и у японской модели, у новинки очень крупные для столь компактного кроссовера колесные арки, которые частично перекрываются тонким пластиковым обвесом. Последний также пролегает вдоль низа боковых дверей. Видимо, как и у Nissan Juke, ручка, открывающая доступ ко второму ряду сидений, встроена в заднюю опорную стойку. Стекла на передних дверях у «Запорожца» имеют стандартные для подобных автомобилей размеры. Но задние окна из-за резко опускающейся линии крыши предоставляют очень узкий обзор из салона.

Кормовые фонари, по сути, разделены на 3 сегмента. Верхний тянется вдоль опорных стоек, в центральном располагается круглый фонарь, а боковой идет по колесной арке, изгибаясь вместе с ней. Багажная дверь тоже разделена на сегменты. Ее верхняя часть наклонена под острым углом, а нижняя довольно резко опускается. Причем данные сегменты разделены характерным ступенчатым вырезом. Верхняя часть заднего бампера перекрывается пластиковой декоративной вставкой, на которую вынесена зона под установку номерного знака.

Прессовое производство

Подразделение завода, в котором реализовано прессовое производство, является самым крупным. Здесь стальные листы металла превращают в полноценные кузова и составные детали. Оно состоит из трех цехов и специального участка по ремонту прессового оборудования. Площадь всего подразделения составляет 31.5 тыс. кв. м.

На данный момент прессовое производство осуществляется при помощи высокотехнологичного оборудования — многопозиционными пресс-автоматами, линиями раскроя, а также прессами японских, немецких производителей. Всего данное подразделение выпускает более двух тысяч наименований деталей.

Как ZAZ стал одним из самых массовых автомобилей в СССР

Автомобили производства ЗАЗ пользовались огромной популярностью в Советском Союзе и по объемам производства входили в тройку крупнейших автопроизводителей страны наряду с ВАЗом и АЗЛК.

Во-вторых, ЗАЗы отличались простой и надежной конструкцией, так как изначально проектировались с расчетом на эксплуатацию в сложных дорожных условиях СССР.

В-третьих, большое значение имело удачное расположение завода ЗАЗ в индустриальном центре Украины с развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами.

В-четвертых, модельный ряд ЗАЗ включал различные типы кузовов — седаны, универсалы, пикапы, фургоны, что обеспечило широкую востребованность этих автомобилей.

В-пятых, государство в рамках плановой экономики оказывало значительную поддержку ЗАЗу, рассматривая его как важного производителя доступных автомобилей. В-шестых, ЗАЗ постоянно наращивал объемы производства за счет расширения мощностей, внедрения передовых на то время технологий, повышения производительности труда

В-шестых, ЗАЗ постоянно наращивал объемы производства за счет расширения мощностей, внедрения передовых на то время технологий, повышения производительности труда.

В результате к началу 1980-х годов ЗАЗ вышел на уровень производства свыше 200 тысяч автомобилей в год и прочно вошел в тройку крупнейших автопроизводителей СССР вместе с ВАЗом и АЗЛК.

Таким образом, сочетание доступной цены, надежности, широкой линейки кузовов, господдержки и наращивания масштабов производства позволило ЗАЗу стать одним из самых массовых и популярных автомобилей в Советском Союзе.

ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод)

В Армении предприятие выпускало погрузчики и фургоны грузоподъемностью до тонны на шасси «ГАЗ-21 Волга». Первые модели были собраны в 1966 году по документации, разработанной на Рижской автобусной фабрике (РАФ). В дальнейшем изготавливали «ЕрАЗ-762(РАФ-977К)» в различных модификациях.

Новую базовую модель «ЕрАЗ-3730» и разновидности запустили в производство только в 1995 году. Массовый выпуск наладить не удалось.

ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод)

Был выпущен ряд оригинальных прототипов в единичных количествах. Несколько рефрижераторов использовались на Олимпиаде-80 в Москве, но в серию они не вошли. Качество авто было крайне низким, срок службы не превышал 5 лет. В ноябре 2002 года производство было остановлено, хотя до сих пор на заводской территории хранятся остовы старых автомобилей и их значки.

Эмблема на машинах представляла собой надпись «ЕрАЗ». Буква «р» на темной прямоугольной табличке была плохо различима. Иногда надпись делали в наклонном варианте без фона. На поздних фургонах появился круглый хромированный знак в виде пиктограммы, изображающий культовые для армян гору Арарат и озеро Севан. Зачастую ереванские автомобили продавали без значков, в отличие от вышерассмотренных советских машин.

Технические характеристики популярных моделей ZAZ

Автомобили ZAZ известны как простые и надежные машины, оптимизированные для эксплуатации в сложных дорожных условиях.

ЗАЗ-965, первый «Запорожец», имел задний привод и 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 0,7 л мощностью 25 л.с. Максимальная скорость составляла 90 км/ч. Грузоподъемность — 300 кг. Расход топлива при 90 км/ч — 8 литров на 100 км.

ЗАЗ-968 оснащался 4-цилиндровым двигателем MeMZ-965 объемом 1,2 л мощностью 46 л.с. Максимальная скорость — 115 км/ч, расход топлива в смешанном цикле около 8 литров на 100 км.

ЗАЗ-1102 «Таврия» имела передний привод и 4-цилиндровые двигатели MeMZ-245 (1,1 л 55 л.с.) или MeMZ-307 (1,3 л 69 л.с.). Максимальная скорость — 145 км/ч, расход топлива в городе 8-9 литров на 100 км.

ЗАЗ Sens оснащался 4-цилиндровым двигателем Daewoo F15S объемом 1,5 л и мощностью 78 л.с. Максимальная скорость — 160 км/ч, расход топлива в городском цикле около 9 литров на 100 км.

ЗАЗ Forza имеет 4-цилиндровые моторы Ecotec (1,3 л, 86 л.с.) или Family 1 (1,5 л, 106 л.с.). Максимальная скорость — 170-183 км/ч, расход топлива — 7-8 литров на 100 км в смешанном цикле.

Как видно из характеристик, с годами мощность и динамика ЗАЗов постепенно увеличивались, а расход топлива снижался. Но главные достоинства — простота, ремонтопригодность и неприхотливость в эксплуатации — сохранились на протяжении всей истории бренда.

ЗАЗ-965/965A.

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был Фиат 600; тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444, — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля. Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Автомобиль так же изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.
Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух) и отсутствием декоративного молдинга на боковинах.

Современное положение дел.

Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля «Сенс», который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.

В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как «Мерседес» Е и МL классов.

4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как «Опель»: «Астра G «, «Вектра», Корса», а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.

В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.

2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.

В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.

Сборка автомобилей семейства Таврия

На конвейере – модель ЗАЗ Lanos

«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .

В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.

В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.

ЗАО «ЗАЗ» сотрудничает с такими компаниями как Adam Opel, Automobile Dacia S.A, FSO, General Motors Daewoo Auto & Technology, ТАТА, АвтоВАЗ, DaimlerChrysler. Автомобили его производства экспортируются в Россию, Беларусь, Сирию, Египет, Азербайджан, Казахстан, Армению и Болгарию.

Технические характеристики

Поступает ZAZ Chance вместе с тремя силовыми агрегатами. Это мотор с объемом 1,3 литра, выдающим 70 лошадиных сил и работающий в паре с 5-ти ступенчатой механической коробкой передач, с которой поставляется и второй 1,5 литра, 86-ти сильный агрегат.

Самый мощный – 1,4 литра двигатель, который выдает 101 л.с, синхронизирован с 4-ех скоростной автоматической коробкой передач. Что касается подвески, то впереди она независимая, со стойкой McPherson и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади – полунезависимая, с U-образной балкой. На задней подвеске стабилизатор установлен внутрь балки.

Meaning and history

Zaporizhzhia Automobile Building Plant, traces its roots to 1959 in Soviet Ukraine. Initially a small-scale manufacturer, ZAZ gained prominence by producing the Zaporozhets, an iconic car resembling a mini Fiat, tailored for Soviet roads. This model, known for its affordability and simplicity, became a symbol of Soviet mobility, bridging the gap between the elite’s luxury cars and the common man’s aspirations. Over the years, ZAZ adapted to changing times, embracing newer models and technologies, yet always reflecting the unique socio-economic landscape of its origin.

Post-Soviet era, ZAZ evolved, facing market shifts and competition, yet retained its identity as a testament to Ukraine’s enduring automotive legacy. This journey from a local manufacturer to a player in the global market underscores ZAZ’s resilience and adaptability, mirroring the dynamic history of Ukraine itself.

1960 – 1964

The logo showcases a stylized, five-pointed star with a metallic silver sheen and a gradient of red to orange. Inside the star, the bold, white Cyrillic letters “ЗАЗ” stand out, representing the Zaporizhzhia Automobile Building Plant’s initials, conveying a sense of industrial strength and heritage. The design is sleek and modern, yet with a nod to the company’s long-standing history in the automotive industry.

1964 – 1981

This emblem presents a different aesthetic from the previous one. It’s a shield-shaped logo dominated by a deep burgundy background. The top portion boldly features the Cyrillic “ЗАЗ”. The entire logo is bordered by a sleek black line, enhancing its prominence. It’s a more intricate and symbolically rich design than the simpler star motif, indicating a narrative of progression and community.

1981 – 1986

The logo transitions to a minimalist, abstract design, featuring a stark black and white contrast. Gone are the shield shape, replaced by an elongated ellipse encapsulating the stylized “З”. This pared-back, bold approach reflects a modernistic turn, focusing on a more streamlined and contemporary brand identity. It’s a striking departure from the detailed emblem before, showcasing a trend towards simplicity and graphic clarity in the brand’s visual evolution.

1986 – 1997

In this iteration, the logo is defined by a bold, singular “Z” that fills the entirety of the shield, creating a striking and uncluttered visual. The use of a single color and the absence of additional graphics or text underscores a move towards a highly stylized and recognizable brand symbol.

1997 – 2012

The updated logo shifts to a blue color scheme with a modern, circular emblem adjoining the company’s name in stylized Latin script. The emblem, composed of swooping, ribbon-like elements, suggests motion and continuity. This design significantly departs from the stark simplicity of the previous monochromatic “Z,” moving towards a more global and contemporary look. It combines a graphic symbol with the brand name, reflecting a more international branding approach.

2012 – Today

The logo evolves into a three-dimensional metallic design with a circular motif, suggesting sophistication and progress. The “ЗАЗ” text is now beneath the emblem, in a modern sans-serif font, a shift from the previous intertwined style. The metallic sheen adds depth, highlighting the brand’s futuristic vision and quality. This design reflects a sleek, technological progression, aligning ZAZ with contemporary automotive trends.

Zotye Logo

Saturn Logo

DeLorean Motor Company Logo

Перспективы развития бренда ZAZ сегодня

Сегодня автомобили ЗАЗ вновь производятся в России и имеют хорошие перспективы занять свою нишу на рынке бюджетных автомобилей.

Для расширения модельного ряда ЗАЗ может возродить производство ретро-версий своих культовых моделей — «Запорожца», «Таврии», которые будут пользоваться спросом у ностальгирующих покупателей.

Также есть потенциал для вывода на рынок современных электромобилей или гибридов ЗАЗ для экологически ориентированной аудитории. И конечно, ЗАЗ мог бы освоить выпуск внедорожников, пикапов и легких коммерческих автомобилей, пользующихся растущим спросом.

Для продвижения бренда следует активнее использовать ностальгический маркетинг, напоминая потребителям об истории ЗАЗа в СССР

Также важно повышать узнаваемость через участие в автомобильных шоу, гонках, ретро-фестивалях

Разумная ценовая политика и постепенное расширение дилерской сети также пойдут на пользу продвижению автомобилей ЗАЗ на российском рынке. Грамотно используя свой богатый опыт и наследие, ЗАЗ способен вновь стать востребованной народной маркой.

Модернизация и рестайлинг автомобилей ZAZ

На протяжении истории своего существования ЗАЗ периодически осуществлял модернизацию и рестайлинг выпускаемых моделей, чтобы соответствовать современным требованиям и тенденциям рынка.

Так, первый «Запорожец» ЗАЗ-965 в течение 1960-х годов постоянно дорабатывался: увеличивалась мощность и объем двигателя, менялся интерьер, расширялся модельный ряд за счет новых кузовов.

В 1971 году на смену ЗАЗ-965 пришел переднемоторный ЗАЗ-968 с обновленным кузовом «квадратные фары». В дальнейшем на этой модели повышали комфортабельность салона, улучшали шумоизоляцию и отделку.

Модель ЗАЗ-1102 «Таврия», появившаяся в 1987 году, за годы производства получила несколько рестайлинговых обновлений: изменялись бампера, решетка радиатора, оптика. Расширялся список доступного дополнительного оборудования.

ЗАЗ-1105 «Дана» на протяжении выпуска тоже регулярно модернизировалась: менялись двигатели, трансмиссия, ходовая часть. Кузов и салон претерпели несколько рестайлингов для повышения эргономики и безопасности.

Современные модели ЗАЗ тоже периодически обновляются. Например, в 2023 году ЗАЗ Forza прошла рестайлинг с изменением дизайна передней части. А в 2022 году модель получила новые более экономичные двигатели.

Таким образом, постоянная модернизация и своевременный рестайлинг помогали ЗАЗу поддерживать конкурентоспособность своих моделей на протяжении многих десятилетий, несмотря на ограниченность ресурсов.

Интерьер

ZAZ Chance приобрели немного другие кресла. Теперь сидения обладают боковой поддержкой. А вот рулевое колесо до сих пор не имеет никаких регулировок ни по вылету, ни по высоте. Объективно говоря, в машине не так много свободного пространства и поэтому рослым людям и за рулем, и на пассажирских сидениях может быть не сильно комфортно.

Вся передняя панель изготовлена из твердого пластика, как и обшивка передних карт. Панель вылита из монолитного куска, что отбрасывает всякие скрипы, отсутствующие даже на авто с пробегом. В базовой версии зеркала регулируются вручную и отсутствуют электрические стеклоподъемники. Отправившись на задние сидения можно заметить, что тут тесновато и по высоте, и в коленах.

Но двое людей среднего роста и размеров будут чувствовать себя вполне уютно. Водительское сидение не регулируется по высоте, а только по длине. Органы управления получили свое логичное место размещения. Порадовали дополнительные, для задних пассажиров воздуховоды, что, несомненно, делает ему комплимент.

Хотя багажник не является одним из самых больших в классе, как, например, у Renault Logan – 510 литров, тем не менее 322 литра с головой хватит для жителей города. Вдобавок к этому есть возможность сложить спинки задних сидений в соотношении 40/60%. В багажное отделение Шанс с завода укомплектовано полноразмерным запасным колесом, которое гармонично прикрыто.

Участие ZAZ в автомобильных гонках и ралли

Помимо выпуска серийных автомобилей, ЗАЗ традиционно принимал активное участие в автомобильных гонках и ралли, демонстрируя выносливость и надежность своих машин в экстремальных условиях.

Уже в 1966 году на легендарном ралли «Лондон-Сидней» команда ЗАЗ на серийных автомобилях ЗАЗ-965 заняла 1-е место в командном зачете, опередив признанных гигантов автопрома. Это стало сенсацией и мировым признанием надежности «Запорожцев».

В дальнейшем заводская команда ЗАЗ неоднократно участвовала в ралли «Лондон-Мехико», завоевывая призовые места в зачете внедорожной выносливости на модифицированных ЗАЗах 968 и 1102.

С 1970-х годов на базе ЗАЗ-968 строились спортпрототипы для участия в гонках по кольцевым трассам среди легковых автомобилей. Гоночные ЗАЗы неоднократно становились победителями и призерами чемпионатов СССР в своем классе.

В конце 1980-х на базе серийной «Таврии» был создан раллийный автомобиль ЗАЗ-1102Р, на котором заводская команда выступала в национальных ралли, завоевывая титулы чемпиона Украины.

В наши дни ЗАЗ официально не участвует в автоспорте. Но энтузиасты до сих пор создают гоночные и раллийные автомобили на базе ЗАЗов разных поколений, прославляя легендарную марку на любительских соревнованиях.

Серпуховские мотоколяски

Серпуховский мотоциклетный завод запомнился в основном своими мотоциклетными колясками для инвалидов. С 1950-х годов выпускались мотоколяски С-1 и С-3А (известная по «Операции Ы» «моргуновка»). В передней части автомобиля рельефно была выдавлена аббревиатура «СМЗ»
В 1970 году появилась новая модель Серпуховского завода — угловатая СМЗ С-3Д. На крышке капота опять находился рельефный логотип, но на этот раз более совершенный с дизайнерской точки зрения — литера «С» с крылышком. Визуально она очень напоминала латинскую «G», отчего мотоколяска смотрелась почти как импортная.

Уже после распада СССР для переведенного в Серпухов производства автомобилей «Ока» был разработан новый логотип, использующий старую крылатую «С», но выполненный в стиле ВАЗовских овальных логотипов.

История автомобильной марки ЗАЗ

Страна-производитель марки машины ЗАЗ – УССР, а затем Украина.

Легенда советского автопрома «Запорожец ЗАЗ 965»

Исторический путь завода начинается в 1863 г. с мастерских А. Я. Коопа, которые затем преобразованы в завод по выпуску сельхозтехники. В 1923 г. завод стал называться «Коммунар». Специфика осталась прежней, здесь был выпущен первый отечественный зерноуборочный комбайн «Коммунар». Знак ЗАЗ появился гораздо позже.

В начале 60-х на базе предприятия создан автомобильный завод с полным циклом производства. Расшифровка ЗАЗ и полное название завода – «Публичное акционерное общество “Запорожский автомобилестроительный завод”». Налажено производство автомобиля ЗАЗ-965, в дальнейшей модификации — ЗАЗ-966. Знаменитый «горбатый Запорожец» заработал авторитет у населения.

В 1973 г. начат выпуск новой модели ЗАЗ-968 «Запорожец». После модернизации в 1979 году автомобиль получил новый кузов и под маркой ЗАЗ-968 М «Запорожец» выпускался до 1994 года.

Особенностью машин этой марки является расположение двигателя в задней части автомобиля. Авто комплектуется бензиновым ДВС с воздушным охлаждением. За период с 1960 по 1994 год выпущено около 3,5 млн автомашин с оригинальным мотором.

Логотип «ЗАЗ»

В 1987 году на заводе начат выпуск новой модели, носящей логотип ЗАЗ. С конвейера сошел хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия» с тремя дверями и классическим расположением двигателя жидкостного охлаждения. В 1999 г. модельный ряд на базе этого авто продолжен 5-дверной моделью «Славута». Машины таврической серии разных модификаций выпускались до начала 2011 года.

Эстонский автобус ТА-6-1 и логотип ТАРЗ.

Тартуский авторемонтный завод (Эстония) за годы своего существования выпустил в свет несколько моделей автобусов и специализированных фургонов (кинопередвижек, фургонов для хлеба, молока и др.). Правда, продукция завода в основном эксплуатировалась в Прибалтике, хотя по слухам некоторое количество поставлялось и в РСФСР. К концу 1960-х годов Тартуский завод перестал получать госзаказы на строительство автобусов, т.к. появились более современные и приспособленные под массовое производство предприятия. Но автобусное производство для внутриреспубликанских целей, ремонт, и выпуск спецтехники завод продолжал еще долго.
Завод имел лаконичный (я бы даже сказал «красивый») логотип из литер TART (аббревиатура от «Tartu Autoremonditehas»).

Автобусы «Кубань»

Еще в 1960-х годах Краснодарский механический завод начал производство собственных автобусов на базе газовского шасси. Как ни странно, завод входил в состав Министерства культуры. По слухам однажды союзное руководство отказало Минкульту в поставке автобусов для нужд домов культуры, сельских клубов, библиотек и т.п. Тогда обиженный министр культуры и дал задание сделать собственные автобусы, чтобы ни от кого не зависеть.
Автобус получил имя «Кубань», Со временем «Кубани» стали возить и пассажиров на пригородных маршрутах, а также стали одними из любимых «развозок» на производственных предприятиях.
Кубанский автобусный завод украшал свои автобусы блестящим логотипом в виде буквы «К» в круге (напоминающей немного планету Сатурн).

«Шкода» Чехословакия

В СССР было множество различных автомобиле «Шкода», но наибольшую известность получили бескапотные грузовики семейства «Шкода-706RТ»: самосвалы, тячаги и др. В частности, именно рефрижератор на базе «Шкода» снимался в «Кавказской пленнице» Гайдая, именно из него пытались вытащить замороженные мясные туши Бывалый, Трус и Балбес.
Логотип «Шкоды» — крылатая стрела — был создан основателем фирмы Эмилем Шкодой. Считается, что его прототип — ирокезы на головах американских индейцев. Сейчас стрела на «Шкодах» обычно зеленого цвета. Но во времена СССР такой чёткой «цветовой дифференциации штанов» еще не было. Логотип мог быть стального цвета. иметь красный фон и т.п. К тому же на грузовиках он мог заменяться различными фигурными надписями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоэксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: