Замена вакуумного усилителя тормозов
Для обеспечения безопасности использования автомобиля при необходимости заменяют вакуумный усилитель тормозов на ВАЗ 2110 и 2112. Ведь этот вспомогательный элемент конструкции не в последнюю очередь влияет на эффективность торможения. Своевременный ремонт позволит сохранить нервы в целости и сохранности. Ведь нестабильные тормоза негативно сказываются на душевном состоянии водителя. Сама по себе работа по замене этого узла не представляет сложности.
Но в процессе реализации придется немного повозиться с некоторыми элементами конструкции, которые будут вам мешать. Целью этой детали является снижение давления, необходимого для срабатывания тормозов. Для этого используется разрежение, которое создается во впускном коллекторе. Сам усилитель выполнен в виде герметичного металлического ящика.
Рекомендуем: Как поменять топливный фильтр на Шевроле Нива
Он разделен на 2 части. В одной половине находится атмосферный воздух, а в другой создается вакуум. Также имеется шток с возвратной пружиной. При нажатии на педаль воздух поступает в первую камеру. Он давит на шток, который помещается в другую половину. Таким образом, под воздействием атмосферного воздуха снижается давление на педаль, необходимое для работы тормозов.
После окончания подачи воздуха (воздействия на педаль) возвратная пружина толкает шток назад. Эта схема работает только при работающем двигателе, поэтому педаль тормоза на задемпфированном автомобиле такая жесткая. Диагностика На самом деле неисправность вакуумного усилителя тормозов не так уж и безобидна. Особенно, если ошибка возникает неожиданно. Первым признаком неисправности является ставшая «колом» педаль тормоза.
Если эта педаль стала намного жестче, чем была раньше, есть смысл проверить усилитель. Скорее всего, он просто не справляется со своими обязанностями. Часто при нажатии на тормоз слышен шипящий звук, такая неисправность диагностируется очень легко. Для этого при выключенном двигателе нажмите 5-6 раз на педаль тормоза и удерживайте ее. После этого запускаем двигатель. Педаль должна немного уйти вниз, это говорит о полностью исправном тормозном вакууме.
Если педаль тормоза не уходит, скорее всего проблема с усилителем. Сначала проверьте все шланги, фитинги на предмет подсоса воздуха. После этого снова запустите диагностику. Если ничего не изменилось, есть смысл заменить весь усилитель. Статья на тему «Как проверить вакуумный усилитель тормозов?». Замена Как уже упоминалось, работа по замене усилителя не представляет особой сложности.
Но некоторые детали нужно убрать, они будут мешать вашей работе
Перед началом работы важно подготовить автомобиль. Ставим на ручник, снимаем клемму с аккумулятора
Если у вас есть центральный замок, оставьте хотя бы одно окно открытым. Замена производится в следующем порядке:
Блок, который ведет провода к датчику уровня тормозной жидкости, снимается;
С патрубка (обратный клапан усилителя) снимается вакуумный шланг. Обязательно держите клапан одной рукой;
откручиваются 2 гайки крепления главного тормозного цилиндра
Под них подкладываются диски, не потеряйте их;
Снятый цилиндр осторожно отводят в сторону. Будьте осторожны, чтобы не повредить воздушные трубки системы
В противном случае вам придется их менять, что усложнит ремонт;
В нижней части панели приборов вы найдете и открутите 4 гайки, которые крепят вакуумный тормоз. Если у вас установлена дополнительная шумозащита, ее необходимо снять; Заходим под капот и разбираем вакуумный усилитель с автомобиля;
С помощью шлицевой отвертки снимается стопор (пальцевое кольцо). Затем можно отсоединить толкатель от педали управления;
Остается только отвернуть гайки крепления вакуумного усилителя к кронштейну. Используйте отвертку, чтобы разделить их.
Вакуумный усилитель ремонтно-восстановительным работам не подлежит. Поэтому вы должны поставить запасную часть. Сборка происходит в обратном порядке. Особых трудностей это вызвать не должно. Обязательно подсоедините все снятые шланги. После установки всех деталей на место проверьте работу новой детали. Иногда во время работы приходится откручивать тормозные трубки.
В этом случае необходимо прокачать тормозную систему, чтобы избавиться от воздушных карманов. Заключение. Исправные тормоза – важная составляющая безопасности. Но, к сожалению, иногда они могут выйти из строя. Поэтому такая работа, как замена вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ 2110 и 2112, может понадобиться в любой момент. Хотя следует отметить, что этот элемент конструкции, пожалуй, можно назвать самым надежным в этой модели.
Советы профи: как продлить работоспособность вакуумного усилителя тормозов
Автомобиль, который регулярно эксплуатируется, требует определенного внимания к себе. Со временем даже самые качественные и надежные детали изнашиваются. А поскольку весь механизм транспортного средства являет собой непростую систему взаимодействия как узлов, так и отдельных деталей, то становится ясно, что если один элемент выходит из строя, нарушается вся работа авто. Исходя из всего выше сказанного, становится очевидным, что для полноценного применения автомобиля, требуется систематический осмотр, а также исправление возникших неполадок. Данная диагностика тем более необходима, если вызывают сомнение определенные звуки либо неправильная реакция управления.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Как только любой из вышеописанных факторов проявляется, сразу же приступайте к диагностике элемента. Для этого следует заглушить двигатель и несколько раз нажать на тормозную педаль с достаточным усилием. Далее останавливаем ее в центре амплитуды движения (фиксируем педаль ногой) и повторно заводим силовой агрегат.
Если педаль немного провалится вниз, то вакуумный усилитель исправен, а если сохранит неизменное положение, значит механизм вышел из строя. После определения проблемы, следует выяснить, что именно случилось с вакуумным усилителем. Для этого нужно его визуально осмотреть. В целом, осмотр осуществляется по следующим пунктам:
- Вакуумный усилитель проверяется на наличие герметичности соединения патрубка и обратного клапана.
- Далее проводится осмотр целостности фиксирующих фланцев.
- В местах изгибов в результате износа могут растрескаться патрубки, о чем будут свидетельствовать мокрые характерные следы на их поверхности.
- Достаточно часто главной причиной выхода вакуумного усилителя из строя является повреждение хвостовика — на уплотнителе необходимо проверить защитный колпачок, который не должен присасываться. Демонтируйте колпачок и заведите двигатель. Если вы услышали шипение после прокачки хвостовика, значит проблема в нем.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и его ремонт
Прежде всего, следует отметить что поломка или полный выход из строя ВУТ не проявляются какими-то явными и характерными лишь для этой ситуации симптомами. Другими словами, причиной того или иного признака поломки ВУТ, может быть и что-то иное. И все-таки, мы перечислим наиболее характерные признаки поломки усилителя тормозов:
- снижение эффективности торможения;
- троение двигателя на холостых оборотах;
- педаль тормоза при нажатии не продавливается или продавливается очень туго;
Что касается троения мотора, то вызывается оно разгерметизацией вакуумного шланга усилителя тормозов, и как следствие этого, не штатным поступлением воздуха во впускной коллектор. Если при нажатии педали тормоза мотор перестает троить, значит нужно проверить все соединения, хомуты, шланги в усилителе тормозов. Соответственно в дизельных автомобилях, такой признак не встречается, ибо, во впускном коллекторе дизеля, разрежение значительно слабее, а потому, там используются вакуумные насосы.
Есть разные способы проверки работоспособности ВУТ. Можно просто внимательно его осмотреть. Если вы обнаружите потеки, повреждения, перекосы и нарушения герметичности, их нужно устранить или же заменить поврежденный узел или сам усилитель. Также можно обратиться на СТО, если вас не устраивает эффективность работы тормозов. Особенно, если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве и работе этой системы.
Существует и достаточно простой способ проверки усилителя тормозов, самостоятельно. Для этого, прокачиваем тормоза, при выключенном двигателе, то есть, несколько раз нажимаем и отпускаем педаль. Далее выжимаем педаль тормоза примерно до середины и запускаем мотор. Если педаль проваливается, с вашим ВУТ все в порядке, если же педаль остается на месте, усилитель нуждается в ремонте или замене.
Что такое вакуумный тормозной усилитель
Разберемся, что такое ВУТ. Обеспечивая прижатие тормозной педали при торможении, особенно, если это торможение в экстренных ситуациях, необходимо серьёзное усилие, которое равняется 80 кг. Подобное усилие при давлении на педаль тормоза – это приличная физическая нагрузка для водителя.
Вот почему с 70-х годов ХХ в. практически на все машины устанавливается вакуумный усилитель. Он уменьшает необходимое усилие в 3-4 раза. На самом деле, это уменьшение может быть и больше.
Как устроен вакуумный тормозной усилитель
Усилитель – это цилиндрический блок. Посмотрим, как он устроен. В его конструкцию входят:
- Мембрана.
- Канал атмосферной камеры.
- Следящий клапан с толкателем.
- Шток.
- Канал вакуумной камеры.
- Поршень.
- Пружина возврата.
В усилителе имеется 2 камеры, разделенные между собой мембраной. В центре диафрагмы располагается специальный пятачок, при помощи которого происходит давление по штоку. Шток, со своей стороны, давит по поршню головного цилиндра тормозов. Когда отпускается тормозная педаль, то пружина возврата возвращает мембрану в исходное положение.
Вакуумная камера расположена у центрального тормозного цилиндра, внутри нее всегда сохраняется низкое давление. Атмосферная камера расположена у педали тормоза. Данная камера при помощи следящего клапана соединяется с камерой, в которой создано безвоздушное пространство или со средой, где атмосферное давление находится на определенном и довольно высоком уровне. В ВУТ имеется толкатель, напрямую соединенный с тормозной педалью.
Как работает ВУТ
Отдельный шланг соединяет вакуумную камеру с устройством, которое способно разряжать. Этим устройством может служить сам силовой агрегат (когда речь идет о бензиновом моторе) или это особый насос, который качает вакуум. Он обязателен для автомобилей с дизелем. Но сегодня такие стали устанавливать и вакуумные усилители «бензиновых» автомобилей. Это делается для постоянно высокой и эффективной работы ВУТ в различных режимах работы силового агрегата.
Когда транспортное средство передвигается, не тормозя, внутри камер сохраняется разряженное состояние. Но, когда выжимается тормозная педаль, клапан перекрывает место соединения камер и открывается вход атмосферного бокса для поступления воздуха под необходимым давлением. Именно этот воздух и усилие жмущего на тормоз оказывает воздействие на поршень центрального тормозного цилиндра, обеспечивающего инжекцию тормозной автожидкости в систему. Подытожим, ВУТ обеспечивает использование давления, для увеличения усиления процесса торможения. Но, если говорить о ВУТ с вакуумным насосом, то подобный вариант, помимо стабилизации работы усилителя, неизменно применяется для действия электроники управления транспортным средством. Например, данный насос снабжает функционирование ESP, которая отвечает за устойчивость авто при резких (и не очень) поворотах.
Как проверить подсос воздуха в двигателе
Найти подсосы воздуха будет сложно, если под рукой нет специального прибора, показывающего подсосы. Одно из таких устройств называется дымогенератором, диагностика иногда упрощена и стоит не так дорого.
Раньше подсос воздуха определяли на глаз. Проливали жидкость на впускной коллектор при работающем двигателе и искали пузыри. Если у вас большой опыт работы с этой маркой автомобиля, вы можете воспользоваться этим методом. Недостаток в том, что при работе двигателя пролитая на коллектор жидкость тоже будет кипеть от температуры и можно ошибиться. Если в этот момент двигатель внутреннего сгорания трясется, ситуация усложняется. При небольшой потере плотности этот вариант теста может не помочь.
На карбюраторе подсос воздуха можно проверить, прикрыв его рукой или тряпкой сверху, предварительно сняв корпус с фильтром. Если двигатель остановится, утечек нет. Если он продолжает работать, значит, есть подсос воздуха и его нужно устранить. Как правило, у карбюратора нижняя пластина ведет по плоскости, затянутой коллектором. Его можно отполировать или заменить на новый. Этой процедуры достаточно, чтобы определить, не забит ли карбюратор.
Вернемся к современным автомобилям, где проверка на подсос воздуха может занять много времени, а найти утечку непросто. Основной принцип обнаружения подсоса воздуха в двигателе заключается в подаче дыма во впускной коллектор, который будет выходить там, где есть трещина, ослабленная шпилька или порванная резинка. Проверка ДВС дымогенератором занимает некоторое время и проходит в несколько этапов:
- Найдите впускной фитинг или другое место на впускном коллекторе. Это необходимо для подключения к самому устройству и добавления дыма. Найти такой впуск бывает сложно и придется использовать канал вакуумного усилителя на впускном коллекторе. При таком подключении невозможно определить подсос воздуха снизу.
- Затем нужно заправить генератор дыма моторным маслом. Принцип действия основан на нагреве масла свечой накаливания дизельного двигателя. Вы можете использовать любое доступное моторное масло. Главное не перегревать свечу, постоянно включать и выключать питание, ставить пульсирующий источник.
- Стандартный вариант дымогенератора предполагает подачу воздуха для наддува через компрессор. Можно использовать электронасос от автомобиля, или что-то другое, создающее давление не менее 1 атм.
- Заткните впускную трубу между узлом дроссельной заслонки и воздушным фильтром. Можно использовать корпус от старого датчика воздушных масс. Залейте его монтажной пеной и получится отличная заглушка.
- Проделав все подготовительные процедуры, включите устройство. После того, как сжатый дым заполнит ресивер и впускной коллектор, сразу же появится место утечки воздуха. Рекомендуется использовать фонарик, чтобы лучше видеть выходящий дым и утечку.
Это позволяет легко проверить утечку воздуха с помощью дымогенератора. Это очень важная и удобная процедура для поиска неисправностей двигателя. Многие диагносты задаются вопросом о коррекции топлива при подсосе воздуха. Это один из распространенных индикаторов на сканере и может указывать не только на течь, но и на низкую компрессию, смещение фаз газораспределения.
Есть и другие способы проверить наличие утечек воздуха с помощью дыма. Один из них с сигаретой. Для этого даже есть специальный инструмент. Это пистолет для компрессора с внутренней обоймой, в которую входит сигарета, при нажатии на курок пневматического пистолета сигарета зажигается и выделяет обильное количество дыма. Недостаток этого метода в том, что он очень быстро выгорает и может не хватить времени, чтобы уловить подсосы воздуха в двигателе и инжекторе. Но такой вариант проверки подсоса воздуха сигаретой имеет место быть.
Обнаружить подсос воздуха в любом двигателе можно по старинке, пролив жидкость на впускной коллектор и в районе форсунок. Или альтернатива сигарете, но все эти способы не точны и не практичны.
Сама дым-машина стоит больших денег. Поэтому, если у вас ДВС трясется или плавают обороты, езжайте в сервис, где есть дымогенератор. Там вам обязательно помогут определить причину без дополнительных затрат.
Конструкция и алгоритм работы
Первые легковые машины, выпускавшиеся в прошлом веке, не оснащались «вакуумниками». Для резкого замедления авто в случае экстренного торможения педаль приходилось надавливать с усилием порядка 80 кг. Устройство вакуумного усилителя тормозов, устанавливаемого на современные транспортные средства, позволяет снизить упомянутое усилие до легкого нажатия.
Чтобы диагностировать неисправности данного узла, нужно знать его конструкцию и принцип действия. Усилитель представляет собой цилиндрический корпус из металла, внутри которого размещены следующие элементы:
- диафрагма, подталкиваемая возвратной пружиной;
- воздушный клапан с двумя каналами – атмосферным и вакуумным;
- в центре корпуса установлен шток, соединенный одним концом с педалью тормоза, вторым – с главным цилиндром, к нему же прикреплена диафрагма;
- патрубок подвода разрежения от впускного коллектора двигателя, подключенный к обратному клапану.
По сути, корпус «вакуумника» разделен мембраной на 2 отдельных камеры. К первой подводится разрежение от силового агрегата, во второй давление воздуха равняется атмосферному. Камеры сообщаются между собой через каналы воздушного клапана, поочередно открывающихся при нажатии и отпускании педали водителем.
Классический вакуумный усилитель тормозов работает по такому алгоритму:
- Пока водитель не активирует тормозную систему, обе камеры сообщаются посредством вакуумного канала. Поскольку давление в них одинаковое, толкатель и шток остаются неподвижными.
- После нажатия педали шток перемещается вперед и связь двух камер через вакуумный канал прерывается. Клапан открывает другой проход, соединяющий атмосферную камеру с наружным воздухом.
- Из-за разницы давлений диафрагма изгибается в сторону разрежения, тем самым помогая давить на толкатель и поршень основного гидроцилиндра.
- Когда шофер снимает ногу с педали, клапан производит обратное действие – перекрывает атмосферный канал и открывает вакуумный. Давление в камерах уравнивается, пружина отбрасывает мембрану в первоначальное положение.
Если тормозная педаль удерживается водителем в нажатом состоянии, диафрагма тоже останавливается и воздействует на шток постоянным усилием. Благодаря описанному принципу действия ВУТ работа шофера существенно облегчается, а система реагирует на педаль значительно быстрее.
Принцип работы вакуумного усилителя тормозов
Состоит вакуумный усилитель тормозов из двух камер, разделенных специальной мембраной. Камера, расположенная ближе к главному тормозному цилиндру, это вакуумная камера, в ней поддерживается низкое давление. Камера же обращенная к педали тормоза называется атмосферной. Эта, атмосферная камера при помощи следящего клапана может соединяться либо с камерой, где у нас создается вакуум, либо с непосредственно окружающей средой, то есть со средой, в которой давление воздуха составляет определенную и достаточно солидную величину
Так же ВУТ включает в себя толкатель следящего клапана, который соединяется прямо с педалью тормоза, ну и еще одной важной составляющей усилителя тормозов, является возвратная пружина мембраны
Что касается диафрагмы, которая разделяет две камеры, то она по центру снабжена специальным пятаком, который давит на шток поршня главного тормозного цилиндра. Когда же вы отпускаете педаль тормоза, возвратная пружина, оправдывая свое название, возвращает мембрану в ее исходное положение.
Теперь распишем работу вакуумного усилителя тормозов, так сказать, в динамике. Вакуумная камера соединяется через специальный шланг с устройством, способным создать разрежение, а говоря проще, подобие вакуума. Таким устройством может служить, либо сам двигатель, если это бензиновый мотор, либо специальный вакуумный насос. Такие насосы в обязательном порядке устанавливаются в автомобилях с дизельными силовыми установками. Хотя, в последнее время насосами стали оснащаться и ВУТ в машинах, работающих на бензине. Это нужно для стабильно высокой эффективности работы усилителя на разных режимах работы мотора.
Когда автомобиль едет и тормозить не требуется, в обеих камерах поддерживается разреженная область. Но, как только вы нажимаете на педаль тормоза, клапан перекрывает соединение между камерами и открывает доступ в атмосферную камеру, атмосферного же воздуха под соответствующим давлением. Вот этот-то воздух да еще усилие нажимающего на педаль, и воздействуют на поршень главного тормозного цилиндра, который обеспечивает нагнетание тормозной жидкости в систему. По сути, вакуумный усилитель позволяет нам использовать атмосферное давление, для повышения тормозного усилия. Как говорится: все гениальное, просто. Что же касается усилителей, которые оснащаются вакуумными насосами, то такое решение, кроме повышения стабильности работы ВУТ, практически всегда используется для работы электронных помощников в управлении авто. К примеру, именно такие вакуумные насосы обеспечивают работу системы ESP, отвечающей за устойчивость автомобиля на виражах и в поворотах.
Как поменять своими руками
Как поменять ВУТ, рассмотрим на примере ВАЗ 2110, 2111, 2112. Конструкция системы довольно однообразна, поэтому, посмотрев видео, вы сможете произвести замену вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2114 и многих других автомобилей.
- Снимите разъем датчика низкого уровня тормозной жидкости.
- Открутите 2 болта на 17 крепления тормозного цилиндра к корпусу ВУТ. Магистрали откручивать не нужно, достаточно отвести немного в сторону сам цилиндр с бачком.
- Отсоедините вакуумный шланг с обратного клапана. Проверьте исправность клапана и установите его на новый усилитель тормозов.
- Открутите 4 болта крепления ВУТ к моторному щиту. Рабочее пространство в зоне педального узла со стороны салона ограничено, поэтому для откручивания лучше всего подойдет удлиненная головка, удлинитель и трещотка.
- Отключите разъем датчика включения тормозов.
- Вытащите ВУТ вместе с кронштейном крепления и педалью тормоза.
- Пассатижами извлеките стопорную пластину оси вращения рычага тормозной педали.
- Вытащите «палец», фиксирующий толкатель ВУТ в рычаге.
- Открутите 2 гайки крепления корпуса вакуумника к кронштейну.
Вам остается произвести замену, установив новый усилитель и собрав все элементы в обратном к демонтажу порядке.
Обязательно правильно установите уплотнительную прокладку между тормозным цилиндром и корпусом, если таковая присутствует в конструкции вакуумного усилителя тормозов вашего авто.
Варианты конструкции
На некоторых автомобилях для замены вакуумника необходимо предварительно отсоединить толкатель усилителя от рычага в салоне автомобиля. Как мы видим на примере ГАЗели, сделать это можно двумя способами:
- открутить болт крепежного элемента, соединяющего толкатель и рычаг педали;
- ослабить регулировочную гайку, после чего выкрутить толкатель из крепежного элемента. Особенность такого метода в том, что толкатель после замены необходимо завернуть на аналогичное количество витков. Для этого вам необходимо либо измерить расстояние от края толкателя до регулировочной гайки, либо посчитать количество витков. Иначе точно установить регулировочную гайку на толкатель нового усилителя у вас не получится.
Регулировка штока
Вылет штока определяет расстояние от регулировочного болта до буфера штока. Этот параметр крайне важен для нормальной работы тормозной системы. Если вылет будет слишком большим, определенные контуры будут подклинивать. Небольшой вылет увеличит свободный ход штока (расстояние от положения покоя до касания буфера).
Вылет штока устанавливается еще при производстве заводом-изготовителем, поэтому в случае замены не предполагается необходимость регулировки. Тем не менее вы можете проверить этот параметр, узнав из технической документации к вашему автомобилю нормативное значение вылета штока. Произвести замеры можно с помощью штангенциркуля и линейки.